У Марьяны Тоскович, агента по недвижимости в Черногории, есть все основания быть против вступления ее страны в члены НАТО в следующем месяце. От клиентов из России зависит более половины ее доходов, а российское правительство уже призывает своих граждан отказаться от поездок в Черногорию, отмечает издание.
Почти половина граждан одной из бывших республик Югославии на этом основании выступают против вступления страны в альянс. В тоже время, как показывают социологические опросы, другая половина поддерживает инициативу действующего правительства, учитывая горькую историю конфликтов на Балканах.
И тем не менее, Тоскович выступает за присоединение.
«Наверное, лучше присоединиться, просто чтобы избежать неприятностей в будущем. В конце концов, это Балканы, — говорит тридцатиоднолетняя Тоскович. — Я бы согласилась на стабильность и мир. Это то, что нам нужно больше всего».
Вопрос заключается в том, обеспечит ли присоединение стабильность, к которой она стремится. Кремль не скрывает своего гнева из-за попыток Черногории присоединиться к Европейскому союзу и евро после того, как она обеспечит себе членство в Организации Североатлантического договора.
В этом месяце премьер-министр балканского государства Дуско Маркович заявил в интервью, что членство в НАТО будет способствовать миру в регионе и «даст решающий импульс экономическому росту». Он также неоднократно обвинял Россию в причастности к организации госпереворота во время октябрьских выборов в прошлом году. Кроме того, Маркович обвинил Россию в попытке убить своего предшественника Мило Джукановича. Москва, в свою очередь, отвергает все обвинения.
Присоединение Черногории дает НАТО полный контроль над береговой линией, но раздражает Россию.
«Мы не ожидаем, что Россия откажется от страны, — ответил в своем электронном письме Миха Греберник, старший аналитик глобальной консалтинговой компании Verisk Maplecroft. — Высокий уровень пророссийских настроений предоставит Кремлю механизм разжигания нестабильности».
Законодатели Черногории, которая откололась от Сербии в 2006 году, одобрили членство в НАТО 28 апреля. Официально страна присоединится к нему 5 июня, рассказал Маркович на прошлой неделе в интервью радиостанции «Голос Америки».
Черногория мало что может предложить в плане укрепления сил альянса. Она имеет небольшую армию в 2000 человек, около 15 вертолетов, два стареющих фрегата и такое же количество легких самолетов. Тем не менее, вступление Черногории в НАТО, завершает доминирование альянса в Средиземноморье. Это последний кусок территории, необходимый для обеспечения обороны всего северного берега альянса, от Гибралтара до Сирии.
«Мотивы Вашингтона явно направлены на то, чтобы страна не попала в российскую сферу и не стала угрозой безопасности для Запада», — рассказала в своем электронном письме директор консалтинговой фирмы по политическим рискам Nova Europa Тимоти Мень.
Госсекретарь Рекс Тиллерсон положительно высказался о вступлении Черногории на встрече членов НАТО 31 марта в Брюсселе, отметив, что оно было одобрено подавляющим большинством Сената.
«Присоединение Черногории к альянсу будет способствовать миру и стабильности в этом стратегически важном регионе, — написал в электронном письме представитель военно-морского министерства Сара Хиггинс. — Черногория успешно проводила жизненно важные оборонные реформы и была давним партнером НАТО в Афганистане».
Россия, со своей стороны, хочет, чтобы ее граждане, составляющие около трети туристов в стране, держались от нее подальше. В апреле Мария Захарова, пресс-секретарь МИДа, призвала своих соотечественников дважды подумать, прежде чем отправиться в Черногорию, сославшись на «антироссийскую истерию».
«Мы подчеркиваем, что деструктивный антироссийский курс черногорского руководства противоречит интересам ее народа», — заявила она в феврале.
Российская недвижимость
Влияние славянского и православного христианского государства на экономику Черногории можно увидеть повсюду. Русскоязычные рекламные щиты, рекламирующие недвижимость, стоят вдоль всего побережья. Яхты, принадлежащие российским владельцам, кучно пришвартованы на пристанях, а российские туристы купаются на белых песчаных пляжах Адриатики. По данным правительства, на долю россиян приходилось 16% от 6,6 миллиарда евро иностранных инвестиций в Черногорию в период с 2007 по 2015 год.
Правительство утверждает, что вступление в НАТО укрепит уверенность инвесторов, и Маркович уверен, что членство в альянсе поможет утроить прямые иностранные инвестиции в первом квартале до 64,6 миллионов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Затраты страны на заёмные средства поддерживают этот оптимизм, при этом доходность черногорских облигаций со сроком погашения в марте 2020 года на прошлой неделе снизилась до 3,57% с более чем 5% годом ранее.
Споры оставляют черногорцев неуверенными в своем будущем. Согласно опросу, проведенному 5-14 декабря Подгорическим Центром за демократию и права человека, 39,5% поддерживает вступлению в НАТО, в то время как 39,7% — против. Остальные респонденты не смогли дать ответ. Погрешность опроса, организованного посольством США в Черногории и общественной дипломатией НАТО, составила 3,1%.
Андреа Мандич, глава оппозиционного Демократического фронта и один из 14 человек, которым правительство предъявило обвинение, как участникам предполагаемого госпереворота, считает, что вступление в НАТО будет отвергнуто, если будет проведен референдум. Он напомнил, что в апреле 1999 года во время войны в Косово, на мосту в черногорском селении Мурино в результате ракетных атак альянса погибло шесть человек, в том числе трое детей.
«Люди здесь никогда не забудут, что нас бомбили», — сказал он.
Тем не менее, после предупреждения президента Дональда Трампа о том, что США будут внимательно следить за вкладом государств-членов НАТО в развитие обороны, страна стремится наращивать расходы в этой сфере. Черногория намерена достичь показателя в 2% от ВВП – примерно, с 1,6% в настоящее время – к 2020 году. Но если страна закупит новые вертолеты, это случится уже в нынешнем году, рассказал в своем апрельском интервью министр обороны Предраг Бошкович.
«Черногория помнит размерах расходо», — сказал Боскович. – Но важнее то, что мы хотим внести вклад, чтобы сделать традиционно турбулентные Балканы более безопасным местом».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»