Россию вычеркнули из железнодорожного пути между Европой и Азией

poezd2Азербайджан, наконец, завершил долгострой – железную дорогу, проходящую через Кавказский регион. Она призвана стать новым транспортным коридором для грузов, перевозимых между Азией и Европой, сообщает Bloomberg.

«Открытие железной дороги имеет историческое и стратегическое значение», — сказал на церемонии открытия президент Азербайджана Ильхам Алиев в понедельник в порту Каспийского порта Алат, к югу от столицы Баку. По словам Алиева, линия из Баку через столицу Грузии Тбилиси в Карс (Турция) является «самым коротким и надежным каналом связи между Европой и Азией».

Открытие маршрута протяженностью 846 километров означает завершение десятилетнего проекта. Он предоставит альтернативу существующим железнодорожным путям, перевозящим грузы из Азии в Европу, проходящим через Россию и Иран. В следующем году на маршруте планируется запустить пассажирские перевозки между Баку и Стамбулом, в том числе и спальные вагоны.

Запустить дорогу планировалось в конце 2010 года,  затем открытие перенесли на 2012-й. Строительство железной дороги откладывалось из-за серьезного увеличения расходов на строительство. Проект не нашел финансовой поддержки со стороны США и Евросоюза, поскольку железная дорога сознательно не прокладывалась через Армению, хотя путь через нее обеспечил бы самый короткий маршрут в Турцию.

Азербайджан и Армения находятся в состоянии неразрешенного конфликта из-за территорий Нагорного Карабаха. Турция закрыла границу с Арменией в 1993 году, поддержав Азербайджан. На тот момент две бывшие советские республики вели войну из-за спорной территории.

Железная дорога будет «перевозить китайские товары в Европу всего за 12-15 дней», — сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который также присутствовал на церемонии открытия вместе с премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили, премьер-министром Казахстана Бакытжаном Сагинтаевым и премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым.

«Евразийский мост»

«Железная дорога — это новый евразийский мост, соединяющий не только экономики наших стран, но и наших граждан», — сказал на открытии Квирикашвили. Она «создаст совершенно новые возможности не только в нашем регионе, но и за его пределами».

Ожидается, что через нее будет транспортироваться 5 миллионов тонн грузов в год, а со временем эта цифра вырастет до 17 миллионов тонн, сказал Алиев. Порт в Алате, который, по его словам, будет самым крупным в Каспийском регионе и утроит мощность до 15 миллионов тонн грузов в год, когда будет завершен первый этап программы расширения в середине 2018 года.

Несмотря на то, что линия предлагает более короткий путь для транспортировки китайских товаров в Европу по железной дороге, «конкуренция в этой сфере довольно высока», говорит Акиф Мустафаев, постоянный представитель в Азербайджане межправительственной комиссии TRACECA, транспортной программы, поддерживаемой ЕС. Азербайджан и другие страны должны будут предложить низкие тарифы и упрощенные таможенные процедуры, чтобы выиграть борьбу за бизнес, сказал он.

Азербайджан не раскрывает общую стоимость проекта. Тем не менее, он согласился предоставить Грузии 775 миллионов долларов из своего суверенного фонда для финансирования работы над грузинским участком железной дороги.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»