Русские туристы в Куршевеле перестали пить вино за 6 тыс. евро

kursh3REUTERS: российская рецессия дорого обходится европейским туристическим и эксклюзивным компаниям.

Экономические проблемы в России серьёзно подкосили европейские компании, занимающиеся туризмом и предметами роскоши, заставив их снижать цены и издержки для увеличения привлекательности. При этом, несмотря на хрупкое перемирие на Восточной Украине, вряд ли можно ожидать скорого улучшения ситуации. Обвал рубля по отношению к доллару за последний год подорвал покупательскую способность российских граждан и их желание проводить время за границей.

Так, по данным Всемирной организации по туризму, в 2014 году траты россиян на международные путешествия упали на 6% — по сравнению с ростом почти на 20% в предыдущие годы это весьма чувствительно. Если раньше российские туристы были завсегдатаями торговых центров европейских крупных городов — к примеру, Милана, где обосновались такие бренды, как «Феррагамо», «Монклер» и «Бриони» — то теперь продавцы растерянно разводят руками: покупателей из России почти не осталось.

По данным аналитиков компании «Global Blue», в декабре расходы российских туристов упали на 44%, а в январе — ещё на 51%. Хотя в декабре ещё был определённый всплеск покупательской активности, когда россияне стремились избавиться от стремительно обесценивающегося рубля, в 2015 году европейским компаниям явно придётся затянуть пояса.

Пытаясь не растерять клиентов окончательно, ряд брендов решил удерживать цены даже при потере собственных доходов. Жером Биард, поставляющий высококачественные швейцарские часы на российский рынок, пострадал ещё и из-за резкого усиления позиций швейцарского франка, но пока старается, чтобы на покупателях это не сказалось. «Я договорился с дистрибьюторами, чтобы максимально распродать имеющиеся запасы, так что мы все согласились пожертвовать частью доходов», — говорит сам Биард.

Ещё более мрачно ситуация выглядит для стран, сильно зависимых от притока российских туристов. Многие турецкие гостиницы были вынуждены максимально снижать цены на номера, чтобы к ним приехал хоть кто-нибудь. Количество гостей из России в 2014 году снизилось на 21%, а в январе — ещё на 22%. «Думаем, что россияне пока в Турцию не поедут», — качает головой Маркус Дальдруп, директор немецкого туроператора «Alltours». Ему пришлось снизить цены на летние туры в Турцию почти на четверть. Египет в отчаянии отменил двадцатипятидолларовый визовый сбор для россиян и в ближайшее время планирует запустить масштабную рекламную кампанию, чтобы вернуть симпатии туристов из РФ.

Пострадал даже элитный курорт в Куршевеле: местные менеджеры говорят, что в этом году российских посетителей стало на 20-30% меньше, и тратят деньги они совсем не охотно. «Раньше русские часто могли позволить себе, к примеру, взять вина по цене в 6000 евро за бутылку, но теперь они предпочитают вино, в лучшем случае, за несколько сотен», — говорит директор туристического офиса АделинРу.

Перевод Александра Заворотнего, специально для «БВ»