Индия затащила к себе Apple и Samsung и потратит 1,2 триллиона долларов на переманивание заводов из Китая

Сейчас в Индии половина всех инфраструктурных проектов задерживается, а каждый четвертый выходит за рамки расчетного бюджета. Премьер-министр Нарендра Моди считает, что технологии — это решение этих давних и пресловутых узких мест.

В рамках мегапроекта стоимостью 100 триллионов рупий (1,2 триллиона долларов) под названием Gati Shakti администрация Моди создает цифровую платформу, объединяющую 16 министерств. Портал предложит инвесторам и компаниям универсальное решение для разработки проектов, беспрепятственного согласования и облегченной оценки затрат.

«Миссия состоит в том, чтобы реализовать проекты без перерасхода времени и средств», — рассказал Амрит Лал Мина, специальный секретарь по логистике в министерстве торговли и промышленности, в интервью Bloomberg в Нью-Дели. «Глобальные компании все чаще выбирают Индию в качестве своего производственного центра».

Подобные проекты дадут Индии преимущество, особенно с учетом того, что Китай по-прежнему в значительной степени закрыт для внешнего мира, а компании все чаще принимают политику «Китай плюс один» — находя другие страны для расширения или закупок — для диверсификации своего бизнеса и цепи поставок. Третья по величине экономика Азии предлагает не только дешевую рабочую силу, но и талантливый кадровый резерв, состоящий в основном из англоговорящих работников, хотя шаткая инфраструктура отпугивает многих инвесторов.

«Единственный способ соперничать с Китаем — это быть настолько конкурентоспособными по стоимости, насколько это возможно», — считает Аншуман Синха, партнер Kearney India, работающий в сфере транспорта и инфраструктуры. «Gati Shakti в том числе предназначена для облегчения распространения потока товаров и промышленных компонентов по всей стране».

По словам Синха, ключевыми элементами проекта являются выявление новых производственных кластеров, которых сегодня не существует, и беспрепятственное подключение этих площадок к национальной железнодорожной сети, портам и аэропортам.

Сокращение бюрократических проволочек с помощью технологий имеет решающее значение для разблокировки застопорившихся инфраструктурных проектов Индии. По словам Мины, из 1300 проектов, которые в настоящее время курирует портал Гати Шакти, почти 40% были отложены из-за проблем, связанных с приобретением земли, вырубкой лесов и окружающей средой, что часто приводило к перерасходу средств. По крайней мере, у 422 проектов были некоторые проблемы, и портал уже решил проблемы примерно 200 из них.

Благодаря Gati Shakti правительство, например, будет использовать технологии, чтобы гарантировать, что недавно построенная дорога не будет снова раскопана для прокладки телефонных кабелей или газопроводов. План предусматривает моделирование инфраструктурных проектов по аналогии с тем, что делала Европа после Второй мировой войны или что делал Китай в период с 1980 по 2010 год для повышения национального «индекса конкурентоспособности».

«Сегодня Индия стремится инвестировать все больше и больше в развитие современной инфраструктуры, и она делает все возможное, чтобы проекты не сталкивались с препятствиями и задержками», — сказал Моди в прошлогодней речи на открытии программы. «Качественная инфраструктура является ключом к запуску нескольких видов экономической деятельности и созданию рабочих мест в больших масштабах. Без современной инфраструктуры всестороннее развитие Индии невозможно».

Действительно, данные на веб-сайте Министерства статистики и реализации программ рисуют печальную картину отсроченных проектов с превышением бюджета, которые наносят ущерб восстановлению экономики страны в постпандемическом мире. В мае в Индии исполнялись в общей сложности 1568 инвестпроектов, из которых 721 был отложен, а 423 превысили первоначальную стоимость реализации.

С момента прихода к власти в 2014 году Моди увеличивал расходы на инфраструктуру, чтобы создавать новые рабочие места и поддерживать экономику, пострадавшую от агрессивной волны Covid-19. И на некоторых этапах у него были успехи.

Apple Inc. теперь планирует начать производство iPhone 14 в Индии примерно через два месяца после первоначального выпуска продукта за пределами Китая, а Samsung Electronics Co. открыла крупнейший в мире завод по производству мобильных телефонов в стране еще в 2018 году. Местная Ola Electric Mobility Pvt пообещала построить крупнейший в мире завод по производству электрических скутеров.

По словам Мины, правительство также использует портал Gati Shakti для выявления пробелов в инфраструктуре как на «последней», так и на «первой миле».

По его словам, в приоритете 196 проектов, направленных на устранение пробелов и расширение портового сообщения для перевозки угля, стали и продуктов питания. Министерство автомобильного транспорта использует портал для разработки 11 новых проектов в рамках правительственного плана Бхаратмалы стоимостью 106 миллиардов долларов по строительству 83 677 километров дорог к концу 2022 году.

«Мы уделяем особое внимание современному складскому хозяйству, оцифровке процессов, квалифицированной рабочей силе и снижению затрат на логистику», — сказала Мина. «Для любого производителя выбор Индии в качестве места производства был бы правильным решением».