Те, кто предсказывал близкую вершину потребления нефти, могут оказаться правы.
После более чем столетия почти непрерывного роста мировой аппетит к нефти достиг своего пика и скоро начнет окончательно снижаться, уверен аналитик Bloomberg Дэвид Фиклинг.
Еще в 1919 году глава Геологической службы США писал, что внутренняя добыча — тогда около 960 000 баррелей в день, что составляет около 6% от нынешнего уровня — начнет падать в течение двух-пяти лет. В 2000-х годах нехватка открытых нефтяных месторождений стала основой опасений о заканчивающихся запасах. Но затем сланцевая революция вызвала неожиданный скачок добычи.
BP Plc предсказала, что потребление жидких углеводородов в лучшем случае в течение 15 лет останется на уровне 97,9 млн баррелей в день, которое было достигнуто в 2019 году, прежде чем пересмотреть свой прогноз до пика между серединой этого десятилетия и 2030 годом.
Спрос на нефть как незаменимый энергоноситель, способствующий росту мировых доходов и развитию, продолжает расти. Тем не менее, запасы выносливости, которые нефть использовала для поддержания своей восходящей траектории, наконец, иссякают — и председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл, возможно, только что нанес сокрушительный удар.
Рассмотрим, что сейчас происходит на финансовых рынках. Акции резко упали, а доходность облигаций резко возросла после того, как ФРС в третий раз подряд повысила процентные ставки на 75 базисных пунктов, и Пауэлл дал понять о своей готовности отправить экономику США в рецессию, чтобы вернуть инфляцию к целевому уровню. Стремительный рост доллара обрушил британский фунт, а иена и евро упали до самого низкого уровня за последние два или более десятилетий. Один аналитик на этой неделе заявил, что сейчас вероятность глобальной рецессии составляет 98%.
Подумайте, насколько мы уже близки к пику добычи нефти. У каждого аналитика своя оценка этого числа, но медиана из 12 тех, кто видит будущую дату, соответствует максимальному уровню около 103,2 млн баррелей жидкого топлива в день — что, по мнению большинства, произойдет где-то между серединой 2020-х и 2030-х годов. В отличие от истории, когда потребление росло более чем на миллион баррелей в день в год, это достаточно скромный рост, поэтому споры о точном времени пика носят почти академический характер.
Тем не менее, медианный целевой показатель лишь немного превышает уровни около 101,6 млн баррелей в день, которые Международное энергетическое агентство и Управление энергетической информации США ожидают увидеть к концу этого года.
Теперь подумайте о том, что глобальная рецессия сделает с этим прогнозом. Потребление нефти упало более чем на 2% от пика до минимума после нефтяного кризиса 1973 года и финансового кризиса 2008 года, при этом добыча восстанавливалась до прежнего уровня только через три года.
Падение было ближе к 10% во время пандемии Covid-19 и в 1980 году, когда последствия второго нефтяного кризиса и ирано-иракской войны столкнулись с денежно-кредитным давлением предшественника Пауэлла Пола Волкера, в попытке уничтожить инфляцию предыдущего десятилетия. В каждом случае потребление не просто претерпевало временный скачок — направление спроса на нефть постоянно менялось.
Глобальная рецессия в масштабах, которые сейчас оценивают рынки акций и облигаций, может легко привести к снижению потребления жидкого топлива ниже 100 миллионов баррелей до середины десятилетия. Это начинает приближать ситуацию к моменту, когда большинство прогнозистов видят долгосрочные сдвиги в демографии, экономическом росте и технологиях, приводящие к окончательному упадку нефти. На сырую нефть приходится всего около 80 миллионов баррелей в день от общего спроса на жидкости, при этом большая часть остатка приходится на продукты, полученные из газа, растительного сырья и угля.
Спрос на бензин, для производства которого расходуется более четверти мировой нефти, уже достиг своего пика. Частично это связано с электромобилями — по оценкам BloombergNEF, они уже вычитают около 1,7 миллиона баррелей в день из мирового потребления. Также во многом это связано с тем, что старые добрые двигатели внутреннего сгорания потребляют меньше бензина.
Новые американские автомобили теперь проезжают почти в два раза больше на одном галлоне, чем в начале правления Обамы, а легкие грузовики и внедорожники увеличили эффективность на 59%.
По мере того, как старые, менее эффективные автомобили постепенно выводятся из парка, энтропия свалки снижает спрос на бензин так же быстро, как и инновации производителей электромобилей. Не случайно крупные нефтеперерабатывающие предприятия, такие как Reliance Industries Ltd., уже выходят за рамки автомобильного транспорта и перенастраивают свои заводы для производства авиационного топлива и нефтехимии.
Тем, кто рисует радужное будущее для спроса на нефть, недостаточно указать на историческую взаимосвязь с экономическим ростом и утверждать, что эта модель повторится еще раз. Если не считать электронных таблиц прогнозистов, резервные мощности ОПЕК уже ничтожны, а инвестиции в разведку и добычу составляют немногим более половины своего уровня, когда в прошлый раз цены на нефть были около 100 долларов за баррель. Нефтяная промышленность, отвечающая за поставку дополнительных баррелей, не тратит деньги на то, чтобы обеспечить их появление — и если этого не произойдет, у потребления нет никаких перспектив роста.
Столкнувшись с инфляцией, частично вызванной упорной неспособностью производить достаточно дешевой энергии для восстановления после Covid-19, центральные банки уложили мировую экономику на прокрустово ложе — сокращая экономический спрос до тех пор, пока он не станет достаточно слабым, чтобы оставаться в рамках ограничений.
Это делает текущие уровни добычи нефти похожими на своего рода жесткий предел. С тех пор как более века назад она стала нашим самым важным товаром, нефть также всегда жила за счет роста ВВП. Поскольку ФРС планирует столкнуть мировую экономику в рецессию, чтобы вылечить инфляционную эпидемию, мы скоро увидим, как она умрет от той же руки.
Перевод Станислава Прыгунова специально для «БВ»