Российские миллиардеры, зажатые международными санкциями и требованием президента Владимира Путина с вернуть домой свои капиталы, вывели из Европы активы на десятки миллиардов долларов после начала СВО.
В прошлом месяце акционеры United Medical Group CY Plc и MD Medical Group Investments Plc, контролируемых магнатами Игорем Шиловым и Марком Курцером, одобрили переезд компаний с Кипра в Россию. По данным Bloomberg, этот перевод поможет увеличить общую стоимость активов, которые были переведены самыми богатыми россиянами с февраля 2022 года, как минимум до 50 миллиардов долларов.
Многолетняя практика российских миллиардеров хранить свои активы в Европе, используя благоприятные для инвесторов правовые системы, возможность получать дивиденды в иностранной валюте и низкие налоги, постепенно разрушается. Теперь у них остается все меньше мест, где можно разместить капиталы, поскольку многие из миллиардеров находятся под санкциями США, Великобритании или Европы.
«Сейчас Россия кажется меньшим злом, чем зарубежные страны», — считает Наталья Кузнецова, партнер компании Business Solutions and Technologies, которая раньше работала в России под брендом Deloitte.
Передача активов, зарегистрированных на Кипре, Джерси и в Швейцарии, в Россию и страны, которые Кремль считает дружественными — например, ОАЭ и Казахстан, началась вскоре после украинского конфликта. Среди первых были семейные активы миллиардера Андрея Гурьева и сталелитейного магната Виктора Рашникова, переехавшие из Швейцарии и Кипра в Россию. Другие, как, например, миллиардер Игорь Алтушкин, последовали за ними позже.
Под давлением
Кремль оказывает давление на богатых россиян, чтобы те репатриировали свои активы из стран, которые он называет «недружественными». Соглашение об избежании двойного налогообложения было приостановлено, что сделало непрактичным регистрацию в Европе. Россия затрудняет компаниям выплату дивидендов или продажу активов организациям, зарегистрированным в таких юрисдикциях.
«Связь Россия-Кипр сейчас работает не очень хорошо с точки зрения денежных переводов», — подтверждает Алексей Кузнецов, партнер компании B1, которая раньше работала в России под брендом Ernst & Young. «Проблема решается переездом в дружественную юрисдикцию или Россию».
В августе Путин поручил правительству создать механизм, который позволит России восстановить контроль над российскими компаниями, где он осуществляется через иностранные структуры и был утрачен в результате санкций.
Чтобы заманить олигархов домой, Кремль использовал такие стимулы, как местные внутренние офшорные зоны с низкими налогами, которые он открыл в 2018 году. Россия также повысила стоимость хранения активов в традиционных офшорных гаванях — таких, как Кипр или Мальта. В то же время холдинги с международными активами, перерегистрированные в России, могут претендовать на налоговые льготы.
Не только миллиардеры переводят свои активы — другие россияне тоже делают это. В этом году в отечественные «оффшорные» зоны переехало 115 компаний, а всего их стало 254, сообщил первый заместитель министра экономики Илья Торосов на Восточном экономическом форуме.
Владимир Лисин Фотограф: Михаил Светлов/Getty Images
Ряд крупнейших российских сырьевых и технологических компаний по-прежнему зарегистрированы в Европе. Производитель удобрений EuroChem Group AG, основанный миллиардером Андреем Мельниченко, базируется в Цуге, Швейцария, а сельскохозяйственная фирма Ros Agro PLC перенесла свой листинг в Казахстан и работает над перерегистрацией с Кипра, сообщила компания в прошлом месяце, не раскрывая подробностей.
Дружественные страны
Миллиардеры, не попавшие под санкции, также ищут новый дом для своих европейских активов и отдают предпочтение дружественным юрисдикциям. Сталелитейный магнат Владимир Лисин и транспортный холдинг Globaltrans Investment Plc переехали в из Кипра в Абу-Даби, а вторая по величине российская золотодобывающая компания Polymetal International Plc перерегистрировалась в Казахстане в прошлом месяце. Компания не находится под санкциями, но ее российское подразделение в этом году было внесено в американский список.
Для Globaltrans этот шаг может означать восстановление выплат дивидендов, в то время как Polymetal сможет разделить свои российские и казахстанские активы, что было бы сложно, если бы он остался зарегистрированным на Джерси.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»