Путинский «повар» довез своих троллей до Африки

prigoginСогласно отчету, опубликованному в среду Стэнфордским центром наблюдения за интернетом совместно с Facebook Inc., российские кибер-нососуи (от выражения «совать нос») считают, что выборы в некоторых частях Африки являются подходящей площадкой для их методов дезинформации в соцсетях.

Тактика интернет-троллей включает в себя заключение договора на распространение дезинформации среди местных источников информации, улучшенную маскировку происхождения фейковых новостей и сообщений. Согласно отчету, пригожинские группы также используют Facebook Live и Google Forms для охвата более широкой аудитории, пишет Bloomberg.

Полученные данные вызвали обеспокоенность среди официальных лиц США. На президентских выборах 2016 года российские агенты взломали и выложили в свободный доступ электронные письма Демократической партии, в то время как российское Агентство интернет-исследований провело кампанию в социальных сетях, призванную сеять политическую рознь.

Отчет связывает развернутую Россией деятельность в Африке — включая Судан, Мозамбик и Мадагаскар — с российским олигархом Евгением Пригожиным. Он известен как «повар Путина», поскольку одна из его компаний предоставляла услуги питания кремлевской администрации. Власти США обвиняют его в финансировании  Агентства интернет-исследований.

Пригожин был обвинен специальным адвокатом Робертом Мюллером в феврале 2018 года за его предполагаемую роль во вмешательстве в выборы 2016 года. Сам Пригожин отрицает, что имеет отношения к Агентству интернет-исследований и к вмешательству в выборы.

Смена тактики

Отчет демонстрирует, как Россия изменила свою тактику после выборов 2016 года. Например, использование местных групп для общения с социальными сетями на арабском языке позволило повысить доверие к платформам, оставаясь незамеченным в течение более длительных периодов времени.

«Эти организации, связанные с Пригожиным, испытывают новые стратегии, которые не использовались во время выборов в США», — сказал Шелби Гроссман, автор доклада и исследователь из Стэнфордской интернет-обсерватории. «Мы определенно наблюдаем эволюцию в их действиях».

Новая тактика, по-видимому, позволяет распространять дезинформацию намного быстрее и среди более широкой аудитории. В 2016 году Агентство интернет-исследований публиковало в Facebook в среднем 2442 поста в месяц. Согласно отчету, в пяти африканских странах только за октябрь было опубликовано 8900 сообщений.

Facebook заявил, что удалил три поддерживаемые Россией группы, которые часто общались друг с другом и использовали поддельные учетные записи.

«Мы добиваемся прогресса в искоренении этих злоупотреблений, но, как мы уже говорили, это постоянная проблема», — сказал Натаниэль Глейхер, глава политики кибербезопасности Facebook, в своем блоге.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»