S7, одна из успешнейших компаний России в сфере авиаперевозок, отрезана от зарубежных направлений и поставок запчастей, необходимых для обслуживания парка самолетов, пишет Bloomberg.
Менее двух месяцев назад S7 Airlines считалась российской историей успеха. Используя современный парк самолетов Airbus SE и Boeing Co., перевозчик связал страну с Западной Европой, Центральной Азией и даже с Таиландом.
Член глобального авиационного альянса Oneworld, в который также входят British Airways и American Airlines, S7 может похвастаться высокими показателями безопасности, своевременной оплатой счетов и харизматическим лидером в лице Владислава Филева — пилота-любителя, создавшего крупнейшую в стране частную авиакомпанию.
Но после начала спецоперации России на Украине Филев и построенная им авиакомпания застряли между международными санкциями, побудившими лизинговые компании отозвать самолеты, и российским правительством, решившим сохранить авиационную отрасль на плаву. Авиакомпания, которая когда-то обслуживала 35 стран, отрезана как от своих зарубежных пунктов назначения, так и от потока комплектующих, необходимых для обслуживания самолетов — от обновлений программного обеспечения кабины до запасных частей. А они являются ключевыми для поддержания работы современной авиакомпании.
S7 продолжает эксплуатировать большую часть из своих 105 самолетов, большинство из них принадлежит иностранным арендодателям, требующим возврата лайнеров. По данным Routes Online, из-за этого авиакомпании пришлось сократить количество маршрутов, планировавшихся к обслуживанию этим летом, вдвое — до 125. При этом сами полеты ограничены внутренними пунктами назначения.
«У S7 серьезные проблемы», — согласен Джеймс Хили-Пратт, авиационный юрист и партнер Keystone Law в Лондоне. «Их операции пойдут по нисходящей спирали, грядет сокращение использования флота без доступа к средствам технического обслуживания».
Хили-Пратт считает, что S7 также рискует оказаться на крючке у страховщиков, поскольку технобслуживание больше не сможет быть проверено. В самой авиакомпании отказались от комментариев.
Из-за санкций, введенных в конце февраля США, ЕС и их союзниками, российский авиационный рынок, как и остальная экономика страны, был фактически отрезан от глобальных ресурсов. Лизинговые фирмы расторгли контракты, производители самолетов, поставщики услуг по техобслуживанию и запчастей приостановили свою деятельность.
Чтобы предотвратить исчезновение коммерческого флота, Россия запретила авиакомпаниям возвращать арендованные самолеты владельцам без разрешения правительства. Авиакомпаниям было позволено перерегистрировать самолеты у себя дома. Эти шаги нарушают международные авиационные правила, в том числе запрещающие двойные списки. Хотя российское правительство предложило компенсацию за самолеты, включая их прямую покупку, иностранные лизингодатели не могут согласиться на такую сделку, поскольку это было бы явным нарушением санкций.
Россия ищет альтернативные средства для обеспечения работоспособности самолетов и авиаперевозок на территории, охватывающей 11 часовых поясов. Правительство заявило, что последует примеру Ирана, который десятилетиями поддерживал стареющий флот, полагаясь на непрозрачный вторичный рынок подержанных самолетов и запчастей, которые он не мог получать на законных основаниях. Президент Владимир Путин пообещал финансовую помощь отечественным перевозчикам, чтобы компенсировать последствия санкций, при этом дополнительно субсидируя внутренние рейсы.
Для 58-летнего Филева, выпускника Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, чье увлечение космическими операциями заставило некоторых называть его российским Илоном Маском, внезапная конфронтация с международными деловыми партнерами рискует разрушить корпоративное наследие. Вместе со своей покойной женой Натальей, погибшей в авиакатастрофе в Германии в 2019 году, Филев возглавил вошел в авиационную отрасль еще в 90-е годы.
Супруги добились успеха после отказа от устаревшего советского флота и перехода на западные реактивные лайнеры, которые они покрасили в ярко-зеленый цвет. По мере роста российского среднего класса росла и S7, что сделало Филевых одной из самых богатых пар России. У вышедшей из коронавирусной депрессии компании были большие планы на 2022 год, в их числе — запуск нового бюджетного перевозчика этим летом и восстановление рейсов в Италию, Испанию и Таиланд. Авиакомпания также была настроена начать агрессивное продвижение в Германию.
Вместо этого S7 приостановила все свои международные операции и полностью сосредоточилась на внутреннем рынке.
Пассажирские самолеты S7 в московском аэропорту Домодедово в 2016 году. Фото: Getty Images
Внезапное падение особенно тяжело для компании, которая до недавнего времени была ответственным партнером. В феврале Aviation Capital Group — подразделение Tokyo Century Corp., объявила о поставке S7 совершенно нового самолета Airbus A321neo. Кроме того, ACG заявила, что «очень рада еще одной поставке S7, надежному партнеру и одному из крупнейших клиентов ACG».
Если говорить о других лизинговых компаниях, то S7 продолжает эксплуатировать 8 самолетов Air Lease Corp., базирующейся в Лос-Анджелесе. Также ее парк насчитывает 43 самолета от AerCap Holdings NV и воздушные лайнеры от компаний Avolon Holdings Ltd. и SMBC Aviation Capital. Всего владельцы самолетов могут потерять до 10 миллиардов долларов, поскольку стоимость российского флота снижается.
«Если Россия решит прекратить конфликт и ситуация улучшится, ей все равно придется приложить немало усилий, чтобы распутать эту неразбериху», — говорит Владимир Билоткач, доцент кафедры управления воздушным транспортом Сингапурского технологического института. «Я не вижу, при каких условиях западные лизинговые компании, страховщики и финансисты могли бы вернуться на российский рынок в ближайшие десятилетия».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»