К Греции относятся со всё большим фатализмом. Переговоры с еврозоной не работают.
Фактически, в нынешнем виде они просто опасны, поскольку могут легко спровоцировать рецессию, банковский кризис и выход из еврозоны. Если стороны хотят договориться, им придётся выработать кардинально новый подход.
Очередной транш финансовой помощи Греции, жизненно необходимый для поддержания остатков экономики, обсуждают, как будто впереди вечность. Созывают совещание министров финансов еврозоны, потом заместителей министров, потом подключается Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ. Наконец решают подготовить список действий — но уже на следующей встрече. Всё начинается сначала.
Обе стороны теряют массу времени и превращают проблему в политические дрязги. Кроме того, еврозона не обращает никакого внимания на неопытность нового греческого правительства и масштаб стоящих перед ним проблем. Европа требует в течение нескольких дней принять такие меры, которые предыдущие правительства не смогли принять за много лет.
Теперь, когда министр финансов Греции Янис Варуфакис уверил главу МВФ Кристин Лагард, что Афины выполнят все свои долговые обязательства за апрель, появилась небольшая передышка для разработки нового подхода. В нём необходимо учесть три пункта: внедрение нескольких ключевых реформ для проверки работоспособности нового правительства, краткосрочную помощь для предотвращения угрозы дефолта в ближайшие три месяца и, наконец, новую программу реформ и финансовой поддержки на два-три года. Если Греция всё же не сможет начать претворять реформы в жизнь, то, видимо, выход из еврозоны, о котором так много говорили, станет реальностью.
Кроме того, необходимо решить проблему с греческими долгами, которые явно невозможно выплатить. Если просто списать их не поднимается рука, можно поискать более прагматичные решения. К примеру, еврозона могла бы отказаться от части задолженности в обмен на доли в греческих банках и компаниях, которые также будут приватизированы. Заодно получится привлечь в страну долгожданные инвестиции. Наконец, Европа могла бы заменить краткосрочное и дорогое финансирование МВФ и Европейского ЦБ более щадящими механизмами Европейского стабилизационного механизма, что заметно снизит риск дефолта.
Говорят, что первым признаком безумия можно считать постоянное повторение одних и тех же действий в надежде на совершенно иной результат. Если Европа хочет сохранить Грецию, то, возможно, пришло время проявить немного здравомыслия.
Перевод Александра Заворотнего, специально для «БВ».