Bloomberg: немецкий производитель сельхозоборудования Claas KGaA делает большие ставки на Россию, в то время, когда общей тенденцией является бегство из страны в связи с политической напряженностью и падением рубля.
Семейная компания, построившая завод по производству тракторов и комбайнов в Краснодаре в 2005 году, планирует потратить 120 миллионов евро на новый, который позволит увеличить производство до 2500 машин в год. Открытие завода намечено на октябрь, при этом он станет одним 11 крупнейших мировых фабрик такого типа.
— Сельское хозяйство России имеет отличные перспективы, но нуждается в более современных технологиях» – считает Катрина Клаас-Махельхаузер (Cathrina Claas-Muehlhaeuser), которой принадлежит половина компании на равнее с ее отцом. – Несмотря на текущие проблемы, мы убеждены в успехе нашего взаимодействия.
Claas продолжает расширяться на фоне падения цен на нефть, крупнейшей экспортной составляющей Росси, и санкций из-за кризиса Украина, в то время как другие производители и инвесторы сокращают масштабы. Российская экономика находится в середине рецессии впервые за шесть лет. Немецкий экспорт в страну сократился на 33% — до 20 миллиардов евро в 2015 году, согласно данным BDI (Немецкая федерация отраслевых прогнозов).
Там, где другие видят финансовую неопределенность, Claas рассмотрел возможности для завоевания рынка. Многое из российской сельхозтехники устарело и осталось в наследство от колхозов времен Советского Союза. По оценкам Claas, в стране насчитывается около 122 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, из которых в настоящее время используется только 60%.
Политические трудности
— На первом месте для нас стоят Россия и Украина и именно в этом порядке, вот почему мы инвестируем в них, несмотря на политические трудности, – рассказал главный исполнительный директор Лотар Крисжун (Lothar Kriszun). – Нашим приоритетом является интернационализация.
С 11400 сотрудников по всему миру и доходом в 3,8 миллиарда евро за 2015 год, Claas развивает малые и средние специализированные предприятия, в которой задействовано 60% рабочей силы Германии. Компания пытается уменьшить свою зависимость от традиционного европейского рынка, на долю которого приходится 72% всех продаж, за счет расширения сбыта продукции в России, Северной Америке и Китае.
В свои 40 Катрина Клаас-Махельхаузер является председателем наблюдательного совета, офис которого базируется в Харзевинкеле, (Harsewinkel) городе фахверковых ферм, окруженном крошечными полями и живыми изгородями, изобилующих фазанами и зайцами. Она и ее 89-и летний отец Она и ее отец Гельмут Клаас (Helmut Claas), владеют большинством акций компании, стоимость которой, согласно индексу миллиардеров от Bloomberg, оценивается в 2,5 миллиарда долларов.
Сокращения
В отличие от Claas, Volkswagen в марте заявил о свертывании производства и предлагает выкуп работников на своем российском заводе из-за падения спроса. General Motors также сокращает персонал в стране, останавливая продажи своего основного бренда Opel и Chevrolet большинства моделей. Не только рядовые сотрудники, но и финансовые менеджеры, также попадают под сокращение.
После того как Путин присоединил Крым, оставаться на российском рынке Claas совсем не просто. В 2014 году продажи в России упали на 20%, а в этом в компании прогнозируют 40-процентный спад.
Тем не менее, местное производство имеет смысл, так как Россия накладывает на 27-процентные пошлины на ввоз комбайнов иностранного производства, к тому же сократив лимит на 2015 год до 450 машин, сообщил господин Крисжун. Тот факт, что бизнес является семейным, дает возможность принятия стратегических решений без оглядки на ближайшие квартальные или годовые показатели.
— Тот, кто осмелится остаться в стране, будет воспринят положительно русскими, — заявил 63-летний генеральный директор. — Россия не Путин. Это большая, важная страна, и мы рассчитываем, что все нормализуется.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»