Businessweek: Лучший путь к богатству для писателя – самиздат?
В мире издательского дела Хью Хоуи – своеобразная знаменитость. Автор «Шерсти», серии фантастически популярных новелл, которые он опубликовал с помощью Kindle Direct Publishing – сайта, предназначенного для самоиздательства, предоставляемого американским интернет-сервисом Amazon.com, Хоуи заработал более 1 миллиона долларов и является живым доказательством того, что настало время самоиздата.
Разумеется, он держится особняком. Тем не менее, именно он бил в набат, сигнализируя издателям, что они должны изменили модель своего бизнеса из-за распространения самиздата. На днях Хоуи опубликовал анализ данных Amazon, который показывает, что самиздатовские авторы зарабатывают больше, чем писатели, заключающие традиционные договора.
Анализ несколько противоречит здравому смыслу. В то время, как по одним данным, электронные книги составляют 25% продаж, Хоуи утверждает, что они составляют более половины общего объема продаж книжной продукции. Он рассматривает три жанра – научную фантастику, детективы и триллеры, и любовный роман, и говорит, что продажи Kindle составили 86% от общего числа продаж 2500 лучших бестселлеров этого жанра на Amazon. Он обнаружил, что среди писателей в этих жанрах независимые авторы продали гораздо больше, чем заключившие контракты на издательство с пятью крупнейшими лондонскими издательствами. На долю первых приходится 47% доходов от сделанных ими работ, в отличие от 32% у тех, кто заключил сделки с крупными издательствами. «Гораздо более высокие гонорары и другие преимущества, такие, как цены, уравновешивают опыт и предпринимательскую жилку, которыми владеют обычные издатели. Многие что-то подобное подозревали, но теперь это может быть подтверждено», -пишет Хоуи.
Но эти данные дают лишь поверхностное представление об одном рынка в один день. Amazon может доминировать в мире электронных книг, но данные по реализации товара не охватывают всю отрасль. Такие доходы, как авансы, которые получают писатели, заключившие договоры с издательскими домами, не учитываются. Данные также взяты из конкретной отрасли книжного рынка, которая не может двигаться в ногу с рынками других видов произведений.
Принимая данные за чистую монету, отчет Хоуи, кажется, демонстрирует распространенную динамику в бизнесе: высшие награды получают те, кто идет на больший риск. Если самиздатовские авторы нуждаются в редактировании, рекламе и других услугах, они должны будут заплатить за это сами или потратить время, чтобы это сделать. Сделки с издательствами привлекают тем, что эти хлопоты распределяются на сотрудников компании с необходимым опытом в этой сфере. Специалист-аналитик Майк Шацкин оспаривает в своем блоге мнение, что человек, который хорошо пишет книги, может преуспевать в издательском ремесле, так же как человек, который хорошо готовит, не обязательно сможет управлять рестораном. Если бы независимые публикации были действительно более прибыльными, чем традиционные, утверждает Шацкин, то многие авторы расторгли бы заключенные сделки, а независимые авторы вряд ли стали бы стремиться заключить их. Он говорит, похоже, дела обстоят совсем по-другому. Он обеспокоен тем, что авторы, последовавшие советам Хоуи, сами обрекают себя на неудачу:
«Вот, что я скажу по поводу совета Хью Хоуи: полностью игнорируйте его, если вы не беллетрист; маловероятно, что это относится к вам. Но если вы писатель этого жанра, вы должны иметь четкое представление о дополнительной работе и дополнительном риске, на который вы идете…. чтобы получить дополнительный доход. Еще неизвестно, получите Вы этот доход или нет, но Вы абсолютно точно идете на больший риск».
Хотя доклад послужил основой для двух способов электронной издательской индустрии заявить о своих правах, он также является еще одним доказательством, что чертовски трудно сделать много денег тем, что строчишь предложения. Бет Вайнберг, социолог, изучающий цифровую издательскую индустрию, отмечает, что немногие из авторов, упомянутых Хоуи, на самом деле так зарабатывают:
— По данным Хоуи, 944 из 3439 авторов почти 7000 бестселлеров на Amazon (предполагается, что уровень продаж – более одной книги в день), по оценкам, заработали выше федерального минимума заработной платы (7,25 долларов × 8 часов = 58долларов в день) на своих самых продаваемых на сегодня книгах. Это число составляет более четверти самых продаваемых писателей в выбранных жанрах (27,42 %) , но это очень маленький процент по сравнению с писателями этих жанрах, продающих книги на Amazon.
Кроме того, эти цифры относятся только к лидирующим издателям, утверждает Вайнберг, заявляя, что исследование охватывает где-то 1,5-4% писателей в каждом жанре. Не важно, будут ли писатели издаваться самостоятельно или заключать сделки с издательствами, ясно одно: большинство из них должно заниматься своей работой ежедневно.
Перевод Елены Мулявка, студентки ИРБиС СГТУ, специально для БВ