Однажды автомобильные гиганты назвали Теслу слабым выскочкой, сегодня Илон Маск строит огромную фабрику на их заднем дворе.
Немецкие рейнджеры стоят на страже и не пускают любопытных на участок леса недалеко от Берлина, где рядом знак предупреждает о «Lebensgefahr» (смертельная опасность).
Меры предосторожности являются частью безумной деятельности по созданию последнего сборочного завода Tesla Inc., самого смелого шага Илона Маска против немецких автомобильных концернов. Рабочие с металлоискателями уже начали прочесывать территорию, покрывающую около 200 футбольных полей, в поисках случайных боеприпасов, скрывающихся под песчаной поверхностью крошечного Грюнхайда.
Это первый этап подготовки площадки, на которой можно производить до 500 тысяч автомобилей в год и обеспечить работой 12 тысяч человек, создав, тем самым, серьезные проблемы для Volkswagen AG, Daimler AG и BMW AG.
После того как территория будет признана безопасной, специальные комбайны и грузовики очистят территорию от нескольких тысяч деревьев. Работы должны быть завершены уже к концу февраля, чтобы не отставать от агрессивного графика Теслы.
Это проект представляет собой второй шанс для тихого города, расположенного между двумя озерами на краю заповедника к юго-востоку от Берлина.
Грюнхайде два десятилетия назад проиграл борьбу за аналогичный завод, когда BMW выбрал Лейпциг. Эта упущенная возможность быстро заставила городских чиновников зашевелиться, когда Тесла выразила заинтересованность в строительстве своего первого европейского завода в Германии. Участок должен был быть предназначенным для промышленного использования и обеспечивать легкий доступ к автобану и железнодорожным линиям.
«Инвестиции — это уникальная возможность», — рассказал Bloomberg мэр Арне Кристиани. В его офисе на стене висит карта проекта Тесла. «Это даст молодым людям с хорошим образованием или высшим образованием возможность остаться в нашем регионе – такой возможности не было в последние годы».
Если Маск преодолеет немецкую бюрократию, завод будет производить батареи, трансмиссии и транспортные средства, включая кроссовер Model Y, седан Model 3 и любые будущие автомобили, согласно заявкам компании. В здании длиной 744 метра расположатся прессовый и лакокрасочный цеха, а также производство сидений. Теперь представьте, что здесь есть место для четырех таких объектов.
Маск борется за будущее транспорта в стране, чьи представители долго смеялись над Теслой как выскочкой со слабой финансовой основой, которая не может конкурировать с богатым немецким инженерным наследием. Новость, случайно оброненная Маском на церемонии награждения в Берлине в ноябре, оставила верхушку немецкого автопрома в шоке.
«Илон Маск идет туда, где находятся его самые сильные конкуренты, прямо в сердце мировой автомобильной промышленности», — говорит Юрген Пипер, аналитик Bankhaus Metzler из Франкфурта. «Ни один другой иностранный производитель автомобилей не сделал этого за десятилетия, учитывая высокую зарплату Германии, сильные профсоюзы и высокие налоги».
Строительство завода на крупнейшем автомобильном рынке Европы является серьезным испытанием глобальных амбиций Маска. Спрос в регионе уже долгое время остается стабильным, а покупатели более лояльны к местным брендам. Между тем, затраты на рабочую силу в автомобильном секторе Германии на 50% выше, чем в США, и в пять раз больше, чем в Польше, находящейся всего в часе езды от Грюнхайде.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»