Страны соревнуются за космический интернет, Россия пока на обочине

Страны соревнуются за космический интернет, Россия пока на обочине

Страны соревнуются за космический интернет, Россия пока на обочинеВыступая перед европейскими министрами в феврале, президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что создание спутниковой системы, которое могло бы конкурировать со SpaceX Илона Маска, является «вопросом суверенитета».

Через пять месяцев желание Макрона может исполниться. Компания Eutelsat Communications SA начала потенциальное поглощение конкурента спутниковой связи OneWeb Ltd стоимостью более 3 миллиардов долларов. Это поглощение, о котором пишет Bloomberg, должно стать последним слиянием в гонке корпораций и правительств за быстрое подключение через низкоорбитальные спутники.

Европа пытается создать собственную спутниковую систему, которая сделает ее менее зависимой от технологий Китая и США. Макрон призывает Европу усилить свою космическую стратегию как минимум с 2019 года, ссылаясь на напряженность в отношениях с США и новые вызовы со стороны России и Китая.

В настоящее время Европа далеко позади. У Starlink есть группа из порядка 2500 космических аппаратов, запущенных за последние несколько лет корпорацией Маска Space Exploration Technologies Corp. Корпорация Amazon.com Inc. с проектом Project Kuiper также планирует создать подобную сеть спутников.

Eutelsat, который первоначально согласился заплатить 550 миллионов долларов наличными за 24% акций OneWeb в апреле 2020 года, управляет спутниками таких клиентов, как правительство и телекомпании, с более высокой, геостационарной орбиты. Это не обеспечивает такой же высокой скорости соединения, как те, которые ориентированы на низкоорбитальные спутники.

Однако Великобритания неожиданно стала домом для SpaceX. Компания OneWeb, основанная в 2012 году, потерпела крах в 2020 году, когда ведущие инвесторы забрали свои деньги в разгар пандемии коронавируса. Правительство Великобритании выделило около 500 миллионов долларов в рамках партнерства на 1 миллиард долларов с Bharti Global для сделки, продвигаемой Домиником Каммингсом, бывшим советником премьер-министра Бориса Джонсона, под предлогом защиты потенциально жизненно важного технологического актива после Brexit.

С тех пор Великобритания уступила свои позиции. В ноябре американская компания Viasat Inc. согласилась приобрести лондонскую Inmarsat Group Holdings Ltd за 4 миллиарда долларов, создав крупнейшую в мире компанию по производству геостационарных спутников. В прошлом году Inmarsat заявила, что планирует запустить группировку космических аппаратов на низкую околоземную орбиту и создать беспроводные сети 5G.

Новое объединение OneWeb и Eutelsat позиционируется как слияние равных. По словам людей, в рамках предлагаемой сделки существующие инвесторы OneWeb по-прежнему будут владеть миноритарными пакетами акций. И британское, и французское правительства являются ведущими заинтересованными сторонами в своих фирмах.

Сделка по-прежнему имеет множество потенциальных проблем. Eutelsat активно поддерживается французским государством, а ее четвертым по величине акционером является China Investment Corp. Она также является крупным дистрибьютором российских телеканалов.

Eutelsat и OneWeb имеют противоположные отношения с Россией. В марте OneWeb заявила, что будет использовать SpaceX для запуска спутников после того, как Россия заблокировала развертывание сети вместе с французской компанией Arianespace SA.

Eutelsat продолжает предоставлять некоторые услуги спутниковой связи в России, даже несмотря на давление со стороны европейских регулирующих органов. Согласно его веб-сайту, сеть провайдера достигает до 50% домов в России и соседних регионах.

Будущие стратегические решения OneWeb также будут подвергаться дополнительному анализу. Согласно сообщениям местной прессы, крупный клиент Arianespace в декабре заявил, что потратит 3 миллиарда долларов на перенос производства из США в Великобританию. В настоящее время OneWeb имеет совместное предприятие с Airbus SE, частично принадлежащее Франции и Германии, по производству спутников во Флориде.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для БВ