Несмотря на недавний разлив дизельного топлива, российский государственный банк развития, хочет превратить крупнейшего в мире экспортера энергии в центр экологически чистых финансов.
Банк ВЭБ, который в прошлом использовался для финансирования инфраструктурных проектов президента Владимира Путина, планирует до конца лета разработать руководящие принципы для работы с зелеными облигациями. Усилия кредитора направлены на то, чтобы помочь компаниям привлечь около 300 млрд рублей (4,3 млрд долларов) на экологические проекты, заявил заместитель председателя Алексей Мирошниченков интервью Bloomberg.
Глобальная эмиссия зеленых облигаций в 2019 году выросла почти на 50% до 271 миллиарда долларов, и это движение было подхвачено другими развивающимися рынками. Заявка России последовала за многолетним затягиванием дел Кремля по поводу изменения климата и разливом 20 000 тонн дизельного топлива на электростанции, принадлежащей ПАО «ГМК« Норильский никель» в Арктике.
«Теоретически, для многих российских эмитентов это огромная возможность диверсифицировать базу инвесторов», — считает Сергей Дергачев, финансовый менеджер Union Investment Privatfonds GmbH во Франкфурте. «Но в настоящий момент, особенно для металлургических и горнодобывающих компаний, потенциальная эмиссия зеленых облигаций может быть затруднительной».
Зеленые финансы должны предоставить России канал для сбора средств, чтобы помочь в столь необходимом переходе от тяжелой зависимости от ископаемого топлива. Но руководство пятого по величине в мире источника выбросов парниковых газов продемонстрировало слабую приверженность решению проблемы изменения климата. План развития на снижение уровня выбросов углерода, опубликованный в марте, предусматривает небольшое увеличение выбросов на текущих уровнях.
Следователи заявили, что подразделение «Норникель» нарушило правила безопасности, что привело к разливу топлива, что угрожает вымиранию многих рыб, птиц и млекопитающих, уникальных для сибирского полуострова Таймыр.
Норникель, пообещавший полностью профинансировать очистку, которая может стоить 146 миллионов долларов, предположил, что катастрофа могла быть вызвана изменением климата, которое привело к таянию вечной мерзлоты. Президент Владимир Путин публично ругал руководство компании за то, что оно не модернизировало хранилище до утечки. Сама же авария может стать катализатором для проталкивания давно застопорившихся экологических норм.
Российские энергетические компании «Новатэк» и «Газпром» входят в число компаний, которые имеют активы в Арктике, уязвимые для таяния вечной мерзлоты, но их не так много, как у «Норникеля», считает Ксения Мишанкина, директор по фиксированным доходам на развивающихся рынках в Union Bancaire Privee в Лондоне.
Усилия по развитию зеленых облигаций в России, которые также поддерживаются центральным банком и правительством, являются частью «международных усилий по спасению планеты, сокращению выбросов парниковых газов и восстановлению природы», — расссказала Мирошиченко. Она считает, что это позволит компаниям стать «более устойчивыми.
Поскольку глобальный рынок зеленых облигаций вырос, он столкнулся с обвинениями в «зеленом мытье» — вводящими в заблуждение заявления о том, насколько эффективен проект по борьбе с изменением климата, усугубляющийся отсутствием общепризнанных стандартов или последовательных проверок.
Евросоюз стремится включить экологические цели в стандарты для банков, финансовых распорядителей и страховщиков. По словам Мирошниченко, Россия «тщательно анализирует» запланированные ЕС экологические реформы, а также международные стандарты зеленых облигаций.
Крупнейший российский железнодорожный оператор «Российские железные дороги» в прошлом году продал первую в стране международную зеленую облигацию, встретив высокий спрос со стороны инвесторов, переполненных деньгами, желающих тратить на устойчивые финансовые продукты. Компания добавила второй выпуск в марте этого года, а другие эмитенты начали продавать небольшие зеленые облигации в рублях.
«Мы, вероятно, ожидаем более пристального внимания со стороны инвесторов к российским выпускам», — сказала Мишанкина из UBP, добавив, что если облигации соответствуют международным стандартам, то ими следует управлять.