Не говоря уже о соглашении ОПЕК +, решение самой Саудовской Аравии отказаться от ограничения производства является смертельным ударом для самого картеля.
Как пишет BLoomberg — ОПЕК, по-видимому, не сможет отпраздновать свое 60-летие в этом году. Решение Саудовской Аравии отказаться от ограничения добычи и наводнить рынок дешевой нефтью сигнализирует о конце группы, названной самым успешным картелем в мире.
В корыстной демонстрации Саудовская Аравия, безусловно крупнейший производитель в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), разорвала соглашение, которое длилось с начала 2017 года. Это произошло потому, что Россия, крупнейший из внешних союзников ОПЕК, не стала делать предпринимать дальнейшие сокращения добычи нефти, чтобы помочь поддержать цены перед лицом экономических разрушений, вызванных вирусом COVID-19.
Королевство, вероятно, надеялось заставить Кремль вернуться за стол переговоров, но это явно имело неприятные последствия. Воздействие, усугубляемое продолжающимся распространением смертоносного вируса, будет гораздо более разрушительным для других членов ОПЕК, от Алжира до Венесуэлы, чем для заклятого врага Саудовской Аравии в более широкой коалиции ОПЕК +.
Де-факто лидер ОПЕК мог бы сделать другой взвешенный выбор, прежде чем начать полномасштабную войну цен на нефть. В конце концов, Россия предложила продлить текущие сокращения добычи до конца марта, и ничто не мешало 13 членам ОПЕК договориться о дальнейших сокращениях только между собой.
Но Саудовская Аравия, похоже, решила, что пакт ОПЕК +, начавший жизнь как временное сближение, рассчитанное на шесть месяцев, не должен продолжаться еще четвертый год. Если бы внешние партнеры не были готовы к более глубокому сокращению, ОПЕК также не стала бы действовать. И, поскольку не все сошлись во мнении, нынешнее соглашение не будет продлено, в конце марта все страны смогут качать столько нефти, сколько они хотят или могут.
Вместо того, чтобы выждать и осмотреться, Саудовская Аравия решила действовать с удвоенной силой, снизив стоимость своей нефти для апрельской отгрузки. Официальные цены — установленные как дифференциалы к региональным ориентирам — были резко снижены после того, как сделка ОПЕК + распалась. В связи с тем, что Brent торгуется на уровне около 30 долларов за баррель, а скидка на продажу ключевого сорта Саудовской Аравии Arabian Light составляет 10,25 доллара за баррель, в следующем месяце в Европу будет поставляться нефть около 20 долларов за баррель. Также значительно возросли объемы, выделяемые покупателям, как в Азии, так и на побережье США.
Саудовская Аравия, монопольный производитель нефти Saudi Aramco, заявляет, что в апреле она будет поставлять своим клиентам 12,3 миллиона баррелей в день. Это больше, чем компания может выкачать из земли, даже если полностью откроет свои краны, что означает, что она будет продавать сырую нефть, хранящуюся дома и в резервуарах в Японии, Нидерландах и на средиземноморском побережье Египта.
В то время как королевство может частично компенсировать падение цен на нефть за счет увеличения объемов, большинству его коллег по ОПЕК повезло гораздо меньше. Они уже качают почти столько, сколько могут.
Например, в Ливии производство сократилось почти до нуля после того, как местный военачальник закрыл почти все экспортные терминалы страны. Мирное соглашение может увеличить поставки более чем на 1 миллион баррелей в день, но это кажется отдаленным. Иран и Венесуэла могли бы увеличить добычу, если бы не санкции США в отношении их торговли нефтью, хотя потенциал Венесуэлы также ограничен.
Для остальной части команды ОПЕК Нигерия является единственной страной за пределами Персидского залива, которая может увеличить добычу более чем на 100 тысяч баррелей в день. Но это не очень поможет. Простой подсчет показывает, что повышение производительности до максимальной мощности уменьшит потери западноафриканской страны всего на 6%. Для Анголы, второго по величине производителя в регионе, потенциальное сокращение ее потерь составляет всего 3%. В отличие от них, Саудовская Аравия, может получить более четверти доходов от нефти, которые она потеряет в результате падения цен, увеличив поставки с 9,7 миллиона баррелей в день до 12,3 миллиона.
Это не первый случай, когда Саудовская Аравия бросает волкам мелких производителей ОПЕК. Как группа суверенных наций, они не имеют большого влияния на крупнейшего производителя группы. Но последние действия королевства, перед лицом беспрецедентного удара по мировому спросу на нефть, показывают его истинное пренебрежение к другим членам.
Когда ОПЕК была первоначально создана в 1960 году, одной из ее задач была «защита интересов стран-членов индивидуально и коллективно». Эта цель по-прежнему имела первостепенное значение в пересмотренном статусе ОПЕК, составленном в 2012 году. Так же было и «устранение вредных и ненужных колебаний» цен на нефть. Последние действия Саудовской Аравии диаметрально противоположны этим целям и помогли всего за неделю снизить цены на нефть почти на 40%. Это, конечно, не в коллективных интересах членов ОПЕК.
Нефтяной картель был полезным фиговым листком для саудовской нефтяной политики, когда она хотела поддержать цены на нефть. Теперь, когда она хочет, чтобы другие участники потерпели крах, ОПЕК стал просто неудобным. Группа пережила, казалось бы, непримиримые внутренние разногласия в прошлом. Но подобное поведение может зайти слишком далеко.