Конфликт России и Украины наглядно показал роль удобрений и тех, кто их контролирует, как стратегический рычаг для глобального влияния, пишет Bloomberg.
Груз, на несколько месяцев застрявший в голландском порту Роттердам, был настолько ценным, что Организация Объединенных Наций вмешалась, чтобы помочь освободить его. Всемирная продовольственная программа зафрахтовала судно, чтобы доставить продукцию в Мозамбик, а затем, на грузовиках через внутренние районы страны привезти в конечный пункт назначения, Малави.
Это не зерно или кукуруза, а 20 000 тонн российских удобрений, и доставить их быстро не получается.
По прогнозам, около 20% населения Малави столкнется с острой нехваткой продовольствия в «неурожайный сезон» во время марта, что делает использование удобрений для выращивания сельскохозяйственных культур еще более важным. Это одна из 48 стран Африки, Азии и Латинской Америки, которые Международный валютный фонд определил как страны, наиболее подверженные риску из-за резкого роста цен на продукты питания и удобрения, вызванного конфликтом России и Украины. Год спустя потрясения, вызванные мировыми рынками удобрений, рассматриваются ООН как ключевой риск для доступности продовольствия в 2023 году.
Калийные удобрения, привезенные из Беларуси, в порту Яньтай, Китай, март. Фотограф: Тан Кэ/Future Publishing/Getty Images
Тем не менее, помимо гуманитарных соображений, осознание того, что большая часть мира полагается лишь на несколько стран в плане производства большинства своих удобрений — в частности, на Россию, ее союзника Беларусь и Китай, — тревожит глобальные столицы. Точно так же, как полупроводники стали громоотводом для геополитических трений, гонка за удобрениями насторожила США и их союзников о стратегической зависимости от сельскохозяйственных ресурсов, которые являются ключевым фактором, определяющим продовольственную безопасность.
Лидеры по производству удобрений
Черный — азотные удобрения, фиолетовый — фосфатные, желтый — калийные. Данные за 2020 год. Ранжировано по общему количеству питательных веществ; показаны только первые десять стран.
Это выдвинуло удобрения — и тех, кто их контролирует — на передний план политической повестки дня во всем мире: государственный департамент США наращивает свой опыт в области удобрений, президенты пишут о них в Твиттере, они фигурируют в предвыборных кампаниях и становятся центром внимания и напряженности между странами, а также используются в качестве валюты в дипломатии. Удобрения также часто втягивают в спор о том, кто виноват в последствиях конфликта России и Украины.
«Роль удобрений так же важна, как и роль семян в продовольственной безопасности страны», — считает Удай Шанкер Авасти, управляющий директор и главный исполнительный директор Индийского фермерского кооператива по производству удобрений, крупнейшего производителя в стране. «Если ваш желудок полон, вы можете защитить свой дом, свои границы, вы можете свою экономику».
Прошлогодние потрясения в мировой индустрии удобрений стоимостью 250 миллиардов долларов наглядно продемонстрировали роль России и Беларуси как экспортеров почти четверти всех мировых удобрений для сельскохозяйственных культур. В то время как российская сельскохозяйственная продукция, включая три основных типа удобрений — калийные, фосфорные и азотные, — не попадает под санкции, экспорт по-прежнему ограничен из-за сочетания сбоев в работе портов, судоходства, банковских операций и страхования.
Второй день Петербургского международного экономического форума 2021. Андрей Мельниченко. Источник: Bloomberg
Российский миллиардер в сфере удобрений Андрей Мельниченко, основатель EuroChem Group AG, утверждает, что режим санкций Европейского Союза затруднил торговлю до такой степени, что это привело к полному сокращению поставок удобрений примерно на 13 миллионов тонн к годовой отметке в сравнении с доконфликтным периодом. Сам Мельниченко находится под санкциями.
Это были российские удобрения, оказавшиеся в подвешенном состоянии в Нидерландах, которые были освобождены в рамках более широкой сделки ООН по разрешению транспортировки зерна через Черное море. Партия, которая начала прибывать в Малави в начале февраля, была первой из нескольких предполагаемых поставок удобрений, застрявших в портах от Балтийского моря до Бельгии и «подаренных» российской группой «Уралхим-Уракалий». «Уралхим» планирует церемонию для их передачи правительству Малави, на которой 6 марта будет присутствовать посол России.
Сбой на рынке спровоцировал резкий рост цен прошлым летом, что привело к накоплению запасов теми, кто мог позволить себе купить удобрения, и, хотя с тех пор затраты значительно снизились, они по-прежнему выше допандемического уровня. Но поставки ограничены для более бедных регионов. Ситуация усугубляется санкциями против калийного гиганта Беларуси, а также решением Китая, крупного производителя азотных и фосфорных удобрений, ввести ограничения на экспорт для защиты внутренних поставок, ограничения, которые, по прогнозам аналитиков, будут сняты не ранее середины 2023 года.
Затраты на удобрения в Северной Америке в сравнении с прошлым апрелем снизились на 58%.
Как результат — получилось слишком знакомое разделение: аналитик Bloomberg Intelligence Алексис Максвелл говорит, что, хотя цены упали более чем на 50% по сравнению с прошлогодним пиком, фермеры в Юго-Восточной Азии и Африке остаются более уязвимыми, чем их коллеги в Северной Америке, Китае или Индии. Африканский банк развития предупредил, что сокращение использования удобрений, вероятно, будет означать падение производства продуктов питания на 20%, в то время как ВПП считает, что мелкие землевладельцы в развивающихся странах рискуют столкнуться с «серьезным кризисом доступности продовольствия, поскольку нехватка удобрений, климатические потрясения и конфликты разрушают возможность производить продовольствие».
Президент Индонезии Джоко Видодо предупредил на саммите Большой двадцатки, который он провел в ноябре, что впереди ожидается «еще более мрачный год» без немедленных шагов по обеспечению доступности удобрений. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, который сейчас занимает пост председателя G-20, пообещал сосредоточить усилия на «деполитизации» глобальных поставок удобрений, «чтобы геополитическая напряженность не привела к гуманитарным кризисам», — написал он в «Таймс оф Индия» в декабре прошлого года.
Хранение калия на калийном руднике Nutrien Cory в Саскатуне, Канада, ноябрь. Фотограф: Heywood Yu/Bloomberg.
Геополитические последствия ощущаются далеко от Украины, например в Канаде, крупнейшем в мире производитель калия (Россия и Беларусь занимают второе и третье места соответственно). Министр сельского хозяйства Бразилии отправился туда сразу после начала конфликта, чтобы обеспечить дополнительные поставки для своей страны, экспортирующей продукты питания и в это же время правительство премьер-министра Джастина Трюдо заявило, что рассматривает возможность увеличения экспорта в Европу «стратегических товаров», включая калий.
Nutrien Ltd., крупнейшая в мире компания по производству удобрений и крупнейший частный работодатель на своей базе в Саскатуне в Канаде, расширяет производство на своих калийных рудниках, помогая питать город, раскинувшийся на огромных прериях центрального Саскачевана. Около 18 месяцев назад компания BHP Group Ltd. дала зеленый свет на строительство собственного крупного калийного рудника в Саскачеване и уже рассматривает варианты ускорения расширения, которое удвоит общий объем производства.
Nutrien добывает калий из породы возрастом 400 миллионов лет, известной как формация прерий эвапорит, на глубине около 1000 метров. На такой глубине жара резко контрастирует с минусовыми температурами на улице зимой в Саскачеване. В воздухе ощущается запах океана из-за высокой концентрации соли в поташе. Огромные бурильные машины прорубают туннели для извлечения руды, которую перемещают по конвейерам в подземные хранилища, а затем вывозят на поверхность на местные мельницы.
Компания из Саскатуна планирует к 2026 году увеличить производство на 40% по сравнению с уровнем 2020 года. «Мы думаем, что калий понадобится миру», — считает Кен Зейтц, главный исполнительный директор Nutrien. Он ссылается на «эффект домино всей этой геополитической неопределенности», добавляя: «Это будет происходить неравномерно».
В прошлом году Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН создала торговый трекер, показывающий, что многие нетто-импортеры в Латинской Америке, Восточной Европе и Центральной Азии зависят от России в отношении более 30% всех трех основных ингредиентов удобрений.
Образцы растений в селекционном центре Nutrien Ag Solutions в Саскатуне. Фотограф: Хейвуд Ю / Bloomberg.
А на Украине, которая в течение многих лет считалась житницей Европы, министр сельского хозяйства Николай Сольский предупредил в январе, что сложившаяся ситуация повлияет на урожай зерна этим летом, поскольку осенью было закуплено и внесено меньше питательных веществ.
Гонка за поставками удобрений породила усилия на самообеспечение. В ответ на закон о чипах, который предоставил 50 миллиардов долларов для производства полупроводников в США, администрация президента Джо Байдена объявила о грантах в размере 500 миллионов долларов для увеличения «производства удобрений американского производства» и «возвращения производства и рабочих мест в Соединенные Штаты».
США как производят удобрения, так и являются их крупным импортером, и на данный момент их фермеры все еще имеют доступ к большому количеству питательных веществ. Чего нельзя сказать о некоторых его соседях. По данным базирующегося в Вашингтоне Международного исследовательского института продовольственной политики, Латинская Америка зависит от импорта на 83% применяемых удобрений, в основном из России, Китая и Беларуси.
Это выглядит как вызов для Перу и его растущей сельскохозяйственной отрасли. Андская нация, постоянно сотрясаемая политическими потрясениями, в последние годы добилась редкого успеха в своем секторе фруктов и овощей. В настоящее время это экспортер черники номер в мире и ключевой поставщик авокадо, спаржи, артишоков и манго в отрасли, которая, по прогнозам, принесет стране около 10 миллиардов долларов в этом году.
Но дальнейший рост и усилия по интеграции мелких землевладельцев в модернизированные отраслевые методы оказались под вопросом, поскольку Перу изо всех сил пыталась получить доступ к удобрениям. Предыдущее правительство объявило о субсидиях для самых мелких фермеров, но реализация была неоднородной, рассуждает Валерия Пинейро, исполняющая обязанности главы IFPRI в Латинской Америке.
Извлечение гуано для использования в качестве удобрения на острове Азия, Перу, 2017 год. Фотограф: Мануэль Медир/LatinContent Editorial/Getty Images
Несколько раз правительство пыталось обеспечить импорт, но безуспешно. В отсутствие альтернатив он начал поддерживать программу по увеличению использования органических удобрений из экскрементов морских птиц, известных как гуано. Но это далеко не то, что необходимо, считает Габриэль Амаро, глава перуанской ассоциации экспорта сельскохозяйственной продукции AGAP. «Мелкий фермер не всегда может вносить удобрения или делает для малой части», что означает потерю продуктивности и даже повреждение растений, сказал он.
Перу «сильно пострадал», соглашается Пинейро. Страна столкнулась с большими проблемами, и «все они политические».
Если Перу проиграла кризис удобрений, то Марокко — один из его победителей, и оно использует свое новообретенное влияние в политических целях.
Благодаря геологической удаче, Марокко является домом 70% известных мировых запасов фосфатов, природного источника фосфора, основного питательного вещества, используемого в удобрениях. Это делает Марокко и государственную группу OCP, которая отвечает за добычу, переработку, производство и экспорт фосфора, ключевыми для продовольственной безопасности в мире, который меняется в результате украинского конфликта.
Североафриканская страна не делает особого секрета из использования пожертвований на удобрения и субсидируемых продаж для продвижения своих стремлений к региональному лидерству. «Рабат использовал экспорт OCP в качестве инструмента внешней политики, особенно в странах Африки к югу от Сахары», — пишет Майкл Танчум, профессор политической экономии, в блоге Ближневосточного института, ссылаясь на его продажи, местные инвестиции и развитие.
OCP принадлежит государству, но имеет отдельную и отличную от правительства идентичность, заявила исполнительный вице-президент Нада Эль Мадждуб в ответ на вопросы по электронной почте. «При этом очевидно, что интересы правительства и OCP часто совпадают, особенно в отношении миссии OCP по укреплению устойчивых методов ведения сельского хозяйства и повышению производительности в Африке», — сказала она.
Благодаря геологической удаче, в Марокко находится 70% известных мировых запасов фосфатов. Фотограф: Фадель Сенна/AFP/Getty Images
OCP взяла на себя обязательство удвоить свои поставки удобрений в Африку в 2023 году до примерно четырех миллионов тонн, помимо пожертвования и поставки со скидкой более 500 000 тонн в прошлом году. Хотя это гуманитарный жест приветствуется, некоторые видят выгоду и для Марокко.
Марокко вовлечено в спор с соседним Алжиром по поводу статуса Западной Сахары, и удобрения играют свою роль. Отношения ухудшились после того, как в 2020 году рухнуло соглашение о прекращении огня, длившееся три десятилетия, что вновь разожгло вялые боевые действия между Марокко и проживающими в Алжире сахарцами, стремящимися к независимости. Там, где власти в Рабате видят воинствующих сепаратистов, некоторые в Латинской Америке и Африке видят освободительное движение и признают Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР) независимым государством.
В сентябре новый президент Кении Уильям Руто позвонил из Марокко и передал поздравления от короля Мухаммеда, после чего Руто объявил своим 5,6 миллионам подписчиков в Твиттере, что Кения отказывается от признания региона Сахарави. Министерство иностранных дел Марокко приветствовало этот шаг и объявило, что страны углубляют торговые отношения, в том числе в области «продовольственной безопасности (импорт удобрений)». Вскоре после этого начали прибывать контейнеры с питательными веществами, хотя впоследствии Руто удалил свой твит.
Перу заняло противоположную позицию, объявив о возобновлении дипломатических отношений с сахарцами, и, похоже, пострадало от последствий своих действий. Газета Марокко World News сообщила, что запланированная поставка около 150 000 тонн удобрений в Перу была отменена после изменения позиции по САДР.
Президент Владимир Путин обвиняет санкции в срыве поставок удобрений из России, заявив в конце ноября, что в европейских портах было заморожено более 400 000 тонн. Часть этой суммы с тех пор была разморожена и передана в дар. ООН заявляет, что основная проблема заключается в нежелании страховщиков покрывать российские грузы, а также в том, что ключевые сельскохозяйственные банки не могут проводить финансовые операции, поскольку они отключены от SWIFT. В ноябре ЕС и США опубликовали совместное заявление, в котором разъясняется, что «банки, страховщики, грузоотправители и другие субъекты могут продолжать поставлять миру российскую сельхоз продукцию и удобрения».
Нехватка азота
Фактический импорт в процентах от обычного импорта страны, январь – июнь 2022 г.
В Малави, которая зависит от пожертвований на удобрения, по-прежнему не поступает достаточный объем. Малави, первая страна с низким уровнем дохода, получившая финансирование от МВФ в прошлом году в рамках нового инструмента, призванного помочь странам справиться с глобальными потрясениями цен на продовольствие, уже боролась с долгами, девальвацией валюты и засухой. В октябре выяснилось, что британская компания, получившая от правительства 750 миллионов квачей (710 000 долларов США) за удобрения, на самом деле не смогла выполнить контракт.
Президент Лазарус Чаквера признал «проблемы с доступом к удобрениям» во время ноябрьской церемонии программы субсидирования бедных домохозяйств и пообещал, что правительство делает все, чтобы вернуть деньги.
Это не очень утешает Мозеса Микаели, фермера из деревни Чикуса недалеко от столицы Малави, Лилонгве, который в конце ноября заявил, что не видит «надежды» на получение субсидированных удобрений, обещанных правительством. Мешки с удобрениями были доступны, но по 70 000 квач (местная валюта — прим. БВ) за штуку — почти в пять раз больше, чем обещал президент, и в 14 раз больше, чем в 2021 году — когда они были недоступны большинству. Поэтому он прибегал к смеси мусора, почвы и свиного навоза, чтобы удобрить свою кукурузу.
«Наши почвы могут быть использоваться лишь при внесении удобрений, поэтому без внесения удобрений мы ничего не сможем собрать», — сетует он. «Наше положение остается тяжелым».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»