Норвегия заблокировала продажу подразделения Rolls-Royce Holdings Plc — компании Bergen Engines. Сделка с крупнейшим производителем поездов в России создает риски для безопасности скандинавской страны, посчитали чиновники.
Министерство юстиции и общественной безопасности заявило, что его не устраивает продажа компании Bergen, расположенной в одноименном норвежском городе, за 150 миллионов евро производителю поездов TMH Group. Сам поставщик подвижного состава находится в Москве и принадлежит российскому миллиардеру Искандару Махмудову.
Bergen не может быть продан компании, «контролируемой из страны, с которой у нас нет сотрудничества в области безопасности», — заявила министр юстиции Моника Меланд. По ее словам, компания поставляет двигатели и генераторы военным в Норвегии и ее союзникам, включая США, что делает ее технологии стратегически важными для России. В этом же городе находится главная военно-морская база Норвегии.
Продажа Bergen была одним из кирпичиков плана модернизации Rolls-Royce, пишет Bloomberg. Компания была вынуждена обратиться к продаже активов, чтобы привлечь деньги после того, как кризис Covid ударил по спросу на широкофюзеляжные самолеты, использующие его двигатели, что в свою очередь повлияло как на новые заказы и на доход от обслуживания. В заявлении Rolls говорится, что он ожидает официальных инструкций от Норвегии о прекращении сделки и будет искать помощи Осло в поиске другого варианта для продажи бизнеса.
Акции Rolls-Royce, заявившей, что намерена привлечь как минимум 2 миллиарда фунтов стерлингов от продажи активов к началу 2022 года, упали на 5,3%.
Когда в начале этого месяца Норвегия впервые выразила озабоченность по поводу сделки с Bergen, Rolls-Royce заявила, что «перед объявлением о продаже надлежащим образом уведомила правительство». По словам Меланд, Норвегия потратила время на изучение последствий для национальной безопасности.
Bergen, который поставляет двигатели морским и энергетическим компаниям, является частью Rolls-Royce с 1999 года. В рамках сделки «Трансмашхолдингу» планировалось продать завод по производству среднеоборотных двигателей, сервисную мастерскую и литейный цех в Норвегии, а также глобальную сервисную сеть.
По словам Сэнди Морриса, аналитика Jefferies, потери денежных средств в результате несостоявшейся сделки «достаточно, чтобы иметь неприятный эффект», добавив, что неясно, получил ли Rolls-Royce какое-либо другие предложения о покупке. «Если Rolls-Royce важен для национальной безопасности, то теперь проблема у Норвегии не меньше, чем у Rolls-Royce».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»