Авиакомпаниям предстоит дорогостоящее и сложное испытание в ближайшее десятилетие, поскольку законы о соблюдении климатических норм становятся все более строгими, пишет Bloomberg.
Собираетесь в Средиземное море этим летом? Надеюсь, что вы успели купить авиабилеты по выгодным ценам, поскольку найти дешевые становится все труднее.
Вы, наверное, подозревали, что эра абсурдно дешевых ближнемагистральных рейсов в Европе подходит к концу. В конце концов, по данным туристической поисковой системы Kayak, летние рейсы между Великобританией и континентом в настоящее время на треть дороже, чем в прошлом году. Но два новых отчета ясно показывают, что это не просто временная турбулентность.
Это новая реальность для полетов, поскольку авиакомпании сталкиваются с серьезной проблемой декарбонизации и ужесточением законов о соблюдении климатических норм.
Этот встречный ветер связан с двумя большими изменениями в Системе торговли квотами на выбросы Европейского союза (EU ETS). Авиакомпании должны иметь достаточно разрешений на выбросы, чтобы покрыть каждую метрическую тонну углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу на рейсах, начинающихся и заканчивающихся в Европейской экономической зоне, Великобритании и Швейцарии.
Сейчас они получают около половины из них бесплатно. Но эта сделка заканчивается в 2026 году, поскольку доля разрешений, за которые они должны платить, начинает расти с 2024 года. Это фактически удвоит их затраты на выбросы углерода всего за три года.
Цена за единицу выбросов углерода в последнее время также резко возросла, впервые превысив 100 евро в конце февраля, и, похоже, она не собирается снижаться. В отчете Алекса Ирвинга, европейского транспортного аналитика Bernstein, конечная стоимость этих изменений для европейских авиакомпаний оценивается примерно в 5 миллиардов евро к 2027 году.
Стоимость выбросов CO2 в Европе выросла почти в четыре раза по сравнению со средним показателем 2019 года.
И это лишь верхушка айсберга. В течение следующих трех десятилетий авиация должна превратиться из отрасли, загрязняющей окружающую среду — самолеты несут ответственность за 2,5% мировых выбросов CO2 — в отрасль с нулевым чистым выбросом. В рамках плана Destination 2050 европейский сектор планирует сократить выбросы за счет инвестиций в будущие самолеты и инфраструктуру, повышения эффективности операций и использования альтернативных видов топлива и технологий удаления углерода.
В отчете исследовательской группы SEO Amsterdam Economics и Королевского аэрокосмического центра Нидерландов, подготовленном по заказу органов авиационной отрасли, стоимость достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году оценивается в колоссальные 820 миллиардов евро.
Самые большие климатические расходы для авиации будут связаны с альтернативными видами топлива. Затраты/инвестиции относятся к периоду 2018–2050 гг. и измеряют дополнительные расходы сверх обычного сценария.
В обоих отчетах делается вывод, что сектор не сможет покрыть эти расходы самостоятельно. Только изменения в EU ETS сократят операционную прибыль шести крупнейших авиакомпаний континента, выполняющих прямые рейсы (Ryanair Holdings Plc, EasyJet Plc, Wizz Air Holdings Plc, Vueling, Eurowings и Transavia) примерно на 77%.
Это означает, что цены на билеты должны будут стать намного выше, что неизбежно приведет к падению спроса. Как пишет Ирвинг: «Если бы можно было брать больше денег с пассажиров, при этом не испортив спрос, авиакомпании уже давно сделали бы это».
Рост спроса является щекотливой темой для авиакомпаний, о чем свидетельствует недавняя битва между правительством Нидерландов и амстердамским аэропортом Схипхол из-за предлагаемых ограничений на полеты. Есть и другие прогнозы, так Международная ассоциация воздушного транспорта предположила, что к 2040 году число пассажиров почти удвоится и составит чуть менее 8 миллиардов человек по сравнению с уровнем 2017 года. Время покажет, ослабит ли его рост цен на билеты, но остается вопрос, совместимо ли вообще увеличение пассажиропотока с амбициями по углеродной нейтральности.
Ответ может оказаться трудноусваиваемым. Декарбонизация полетов достаточно сложна в отсутствии дополнительных пассажиров. С другой стороны, на брифинге Королевского общества говорится, что даже для удовлетворения существующего спроса авиации Великобритании на биотопливо потребуется около половины сельскохозяйственных земель страны.
Сокращение количества рейсов — это, естественно, самый простой способ сократить выбросы углекислого газа, поэтому снижение спроса будет иметь свои климатические преимущества. В отчете авиационной отрасли подсчитано, что в 2050 году падение спроса из-за повышения цен для оплаты экологичного авиационного топлива сократит выбросы на 12%, а экономические меры, такие как обязательства по торговле квотами на выбросы и инвестиции в удаление CO2, приведут к дальнейшему сокращению еще на 2% по сравнению с обычным сценарием.
Тем не менее, есть что-то грустное в прощании с низкими ценами, сделавшими кругосветное путешествие доступным для миллионов людей.
В Великобритании те, кто входит в 10% самых высокооплачиваемых граждан, расходуют гораздо больше на полеты, чем самые бедные 20% в целом. Введение сбора для часто летающих пассажиров, как было предложено группами климатических кампаний, могло бы помочь устранить это неравенство и создать новый поток финансирования для обезуглероживания сектора, хотя это было бы чрезвычайно сложно реализовать.
Стоит помнить, что есть и другие способы передвижения по Европе. В четверг Eurostar отпраздновала пятилетнюю годовщину своего маршрута Лондон-Амстердам, заявив, что за это время она сэкономила более 83 000 тонн CO2, выбрасываемого в атмосферу. Возможно, по мере того, как ближнемагистральные рейсы станут дороже, международные поездки по железной дороге станут более привлекательными и доступными.
Когда речь заходит об снижении углеродных выбросов авиацией, остается много неизвестного. Большинство технологий, которые, как ожидается, будут использоваться в этом секторе — такие, как электрические или водородные самолеты, еще не готовы к взлету. Но одно можно сказать наверняка: впереди нас ждут очень дорогие и сложные десятилетия.