Покупатели недовольны высокими ценами на топливо, продукты и металлы. Это грозит скатыванием мировой экономики обратно в рецессию, пишет Bloomberg.
Цены на важнейшие товар — продукты питания, топливо, пластмассы, металлы — растут так, что многие покупатели уже не могут себе их позволить. Ситуация вынуждает потребителей сокращать расходы, и, если эта тенденция усилится, экономика, уже пострадавшая от пандемии и украинского конфликта, может вернуться к рецессии.
Это явление можно заметить и в малом и в большом. Стремительный рост цен на природный газ в Китае вынуждает керамические фабрики вдвое сокращать объемы производства. Транспортная компания из Миссури обсуждает приостановку операций, поскольку она не может полностью компенсировать растущие расходы на дизельное топливо. Европейские сталелитейные заводы, использующие электродуговые печи, сокращают производство из-за резкого роста цен на электроэнергию, но металл в результате только дорожает.
По данным ООН, мировые цены на продовольствие в прошлом месяце установили рекорд. Вследствие операции на Украине нарушены поставки из стран, экспортировавших четверть мирового зерна и большую часть растительного масла. Дорогая еда может разочаровать средний класс и разрушительна для сообществ, пытающихся вырваться из бедности.
В развитых странах высокие затраты на энергию и продукты питания могут вынудить семьи сокращать расходы на вечерний поход в ресторан, отпуска, новейший iPhone или PlayStation. Решение Китая ввести карантин в главном сталелитейном регионе может ограничить предложение и привести к росту цен на бытовую технику и автомобили. Электромобили от Tesla Inc., Volkswagen AG и General Motors Co., возможно, и смогут стать транспортным будущим, за исключением того, что литий в их батареях почти на 500% дороже, чем год назад.
«В целом, это сигналы о том, что ситуация в мировой экономике перерастает в рецессию», — считает Кеннет Медлок III, старший директор Центра энергетических исследований Института государственной политики Бейкера Университета Райса.
Международный валютный фонд готов снизить прогноз глобального роста из-за украинского конфликта и видит риски рецессии во все большем числе стран, заявила распорядительный директор Кристалина Георгиева. Мировая экономика по-прежнему будет расти в этом году, хотя и меньше, чем ожидалось ранее — на 4,4%, сказала Георгиева в интервью журналу Foreign Policy.
Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл заявил, что операция России на Украине усугубляет инфляционное давление за счет повышения цен на продукты питания, энергоносители и другие товары «во времена и без того слишком высокой инфляции». По его словам, сдерживание высокой инфляции является главным приоритетом, и центральный банк готов поднять процентные ставки на полпроцента на своем следующем заседании, если это необходимо.
Опасность более остра в Европе, где счета за электроэнергию стремительно растут из-за зависимости от поставок из России. Цены на природный газ на континенте в шесть раз выше, чем год назад, а электроэнергия стоит почти в пять раз дороже. Великобритания изменила свой экономический прогноз с 6% до 3,8%, поскольку потребители сталкиваются с самым интенсивным снижением уровня жизни за последние шестьдесят лет.
«Нет никаких сомнений в том, что из-за конфликта на Украине инфляция будет оставаться высокой дольше», — соглашается Джеймс Смит, экономист по развитым рынкам из лондонского ING. «Новый скачок цен на газ приведет к более широкомасштабному разрушению спроса».
Покупатели рассматривают блюда итальянской кухни в магазине Marks & Spencer Group Plc в Норвиче, Великобритания. Фотограф: Холли Адамс/Bloomberg
Негативная динамика проявляется не только в ценах на энергоносители. Это и специализированные продукты — такие, как литий, ключевой ингредиент передовых аккумуляторов для бытовой электроники и автомобилей. Производители аккумуляторов в Китае платят за металл в пять раз больше, чем год назад и вынуждены перекладывать часть этих затрат на автомобильные компании, что может замедлить продажи электромобилей.
«Серьезное давление оказывается на автопроизводителей», — сказала Мария Ма, аналитик Shanghai Metals Market. «Что сейчас беспокоит рынок, так это то, что продажи электромобилей в следующие пару месяцев могут остаться на прежнем уровне или даже снизиться после корректировки цен».
Производители удобрений, использующие в качестве сырья природный газ, в прошлом году начали сокращать производство. Италия, Германия и Великобритания изучают, стоит ли следующей зимой сжигать больше угля, чтобы уменьшить потребность в газе для производства электроэнергии. Это высвободит больше топлива для таких отраслей, как металлургия, которая не может легко его заменить.
Правительство попросило производителей кирпича в Великобритании подготовиться к замедлению производства, если конфликт задушит энергоснабжение, заявила лоббистская группа отрасли.
Рост затрат на топливо уже оказали существенное влияние на Азию. Фошань, город на юге провинции Гуандун, начал нормировать поставки газа промышленным потребителям, и половина линий по производству керамики в провинции остановилась.
Американские потребители и бизнес более защищены от роста цен на топливо, поскольку страна не сильно зависит от российской нефти или природного газа, но и они не застрахованы полностью. Цены на сырую нефть в США резко выросли в январе и феврале, поскольку угроза конфликта возросла, а затем последовали розничные цены на газ, установив номинальный рекорд в 4,31 доллара за галлон обычного газа. В Лос-Анджелесе средний показатель сейчас превышает 6 долларов.
Тем не менее, спрос не падает. По данным Управления энергетической информации США, он примерно на 4% выше, чем в это же время в прошлом году. Это может отражать то, как американцы, запертые годами ограничений, одержимы путешествиями.
«Пандемия все исказила», считает Эндрю Гросс, представитель AAA из Флориды. «Если бы ее не было, высокие цены могли бы подавить спрос».
Если цены на нефть останутся высокими на устойчивом уровне, вырисовывается угроза падения спроса. JPMorgan Chase & Co. сократила свой прогноз мирового спроса на второй квартал на 1,1 млн баррелей в день и снизила прогноз на оба оставшихся квартала примерно на 500 000 баррелей. На Европу приходится большая часть сокращений.
Гэри Гамильтон, владелец независимой автотранспортной компании во Франкфорде, штат Миссури, взвешивает, стоит ли приостановить работу до тех пор, пока расходы не снизятся. Дизель там в среднем стоит 4,67 доллара за галлон, согласно AAA, и если цены поднимутся выше 5,25 доллара, это станет последней каплей.
Часть проблемы в том, что Гамильтон не устанавливает свои собственные цены. Если он попросит повысить ставки по мере роста цен на топливо, заказчики просто «позвонят следующему парню», сказал он. «Топливо убивает нас»,- говорит Гамильтон. «Для нас было бы дешевле припарковать наши грузовики и потенциально уволить сотрудников, чем просто продолжать работать».
Как и в случае с бензином, спрос на продукты в развитых странах практически не меняется в зависимости от цены. Покупатели могут менять то, что они покупают, отказываясь от более дорогих товаров в пользу более дешевых заменителей, но им все равно приходится покупать.
Тем не менее, рестораторам рост цен мешает возрождать бизнес после пандемии. Гас Кассимис, владелец нью-йоркской закусочной Gemini Diner, сказал, что клиенты заказывают меньше стейков и морепродуктов, поэтому он сократил свои закупки у поставщиков примерно на 10%. Заведение подняло цены на меню один раз и готово сделать это снова.
«Люди стали осторожней относиться к тому, на что они тратят», — считает Кассимис. «Я не знаю, сколько еще потребители готовы покупать».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»