Россия подогреет мировой климат и свой ВВП экспортным углем

Россия подогреет мировой климат и свой ВВП экспортным углем

Россия подогреет мировой климат и свой ВВП экспортным углемРоссия потратит более 10 миллиардов долларов и мобилизует заключенных для строительства и реконструкции железной дороги, которая поможет ей увеличить экспорт угля в Азию

Европейские правительства разрабатывают планы по поэтапному отказу от угля, угольные электростанции в США закрываются из-за падения цен на «чистую» энергию, а многие новые азиатские проекты отменяются один за другим, поскольку кредиторы отказываются от самого грязного ископаемого топлива.

Что же Россия? Правительство решило потратить более 10 миллиардов долларов на модернизацию железных дорог, чтобы увеличить сырьевой экспорт. Власти задумались об использовании труда заключенных — этот шаг может возродить печальные традиции советской эпохи.

Проект модернизации и расширения железных дорог, идущих к российским портам Дальнего Востока, является частью большого плана — сделать страну одной из крупнейших и последних экспортеров ископаемого топлива. Ведь другие страны все чаще  переходят на более экологичные альтернативы. Российское правительство делает ставку на то, что потребление угля на крупных азиатских рынках, таких как Китай, будет продолжать расти, даже если в других местах спрос на него иссякнет, пишет Bloomberg.

«При благоприятных условиях можно ожидать увеличения спроса на уголь из Азии», — считает Евгений Брагин, заместитель генерального директора холдинга УГМК, владеющего угольной компанией в Кузбассе в Западной Сибири. — «Нам необходимо продолжать развивать и расширять железнодорожную инфраструктуру, чтобы поставлять его на внешние рынки».

Последний проект на 720 миллиардов рублей (9,8 миллиарда долларов) по расширению двух самых протяженных железных дорог в России — Транссибирской магистрали царской эпохи и советской Байкало-Амурской магистрали, связывающей запад России с Тихим океаном, — будет направлен на увеличение грузовых перевозок до 182 млн тонн в год к 2024 году. Производственные мощности уже увеличились более чем вдвое — до 144 млн тонн. Это стало итогом начавшейся в 2013 году модернизации стоимостью 520 млрд рублей. После мартовской встречи с угольщиками Путин призвал к увеличению темпов. 

«Россия пытается быстро монетизировать свои запасы угля, чтобы уголь внес свой вклад в ВВП, а не застрял в земле», — уверена Мадина Хрусталева, аналитик TS Lombard в Лондоне.

Путин делает ставку на то, что сухопутная граница с Китаем и хорошие отношения с президентом Си Цзиньпином делают Россию естественным кандидатом на доминирование в экспорте в страну, потребляющую более половины мирового угля. Этому помогает и тот факт, что Австралия, являющаяся сейчас мировым лидером-экспортером угля, сталкивается с торговыми ограничениями со стороны Китая.

Правда, подобный план чреват риском как для экономики России, так и для всей планеты. Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата рекомендует немедленно отказаться от угля, чтобы избежать катастрофического глобального потепления. Ожидается, что последствия изменения климата обойдутся России в миллиарды в ближайшие десятилетия.

Международное энергетическое агентство пошло еще дальше и заявило, что не следует строить новую инфраструктуру, работающую на ископаемом топливе, если мир хочет, чтобы глобальное потепление было меньше 1,5 градусов по Цельсию. Все страны из 10 крупнейших экономик, кроме одной, призывают к поэтапному отказу от угольных электростанций без фильтрации углерода к 2040 году.

Также не факт, что азиатский спрос на уголь будет продолжать расти. Потребление угля в Китае в этом году достигнет рекордного уровня, страна продолжает строить угольные электростанции. Но с 2026 года Китай планирует сокращать потребление угля. В то же время он увеличивает добычу на своих внутренних шахтах, оставляя меньше места для зарубежных поставок. Ожидается, что даже в наименее благоприятных для климата сценариях МЭА мировой спрос на уголь в 2040 году останется неизменным по сравнению с 2019 годом.

Угольная стратегия, одобренная правительством России в прошлом году, предусматривает увеличение добычи угля на 10% по сравнению с уровнем до пандемии к 2035 году по наиболее консервативному сценарию, основанному на растущем спросе не только со стороны Китая, но также Индии, Японии, Кореи, Вьетнама и других стран.

Относительно низкое содержание серы в российском угле может дать ему преимущество в Корее, которая серьезно ужесточила законы о загрязнении в последние годы. Другие азиатские страны изо всех сил пытаются получить финансирование для предлагаемых электростанций, а вот Индонезия заявила на прошлой неделе, что не станет одобрять строительство новых угольных электростанций. На встрече G7 министры окружающей среды договорились до конца этого года отказаться от поддержки строительства угольных электростанций без улавливания углерода.

Грузовые вагоны с углем на подъездных путях Транссибирской магистрали в Керемовском районе Сибири возле Яшкино, Россия

Для Путина на карту поставлено нечто большее, чем просто деньги. На видеоконференции в марте он напомнил правительственным чиновникам, что угольная промышленность является движущей силой экономики нескольких регионов России в которых проживает около 11 миллионов человек. Волнения среди шахтеров помогли оказать давление на правительство до распада Советского Союза в 1991 году, хотя сейчас этот сектор является гораздо меньшей и менее влиятельной частью экономики.

«Нам необходимо тщательно оценить все возможные сценарии, чтобы гарантировать развитие наших угледобывающих регионов даже в случае снижения глобального спроса», — сказал Путин.

Крупнейшими производителями угля в России являются частные компании. Они не сталкиваются с проблемами финансирования как в других странах, когда банки отказываются от кредитования «грязной» энергии. СУЭК, принадлежащая миллиардеру Андрею Мельниченко, и ОАО «Кузбассразрезуголь», контролируемое Искандером Махмудовым, планируют увеличить добычу.

Россия также планирует увеличить добычу угля для производства стали. Компания A-Property, принадлежащая российскому бизнесмену Альберту Авдоляну, в прошлом году купила угольный разрез Эльга в Дальневосточном регионе России, Якутии, и планирует инвестировать 130 миллиардов рублей в расширение добычи до 45 миллионов тонн угля с нынешних 5 миллионов тонн к 2023 году. Третий этап проекта расширения железных дорог в России будет направлен на развитие инфраструктуры для отгрузки угля из Якутии, сообщил в прошлом месяце представитель РЖД.

«В 2021 году экономика многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона оправится от пандемии», — уверен Олег Коржов, генеральный директор ПАО «Мечел», одной из крупнейших угольных компаний России. — «Мы ожидаем, что спрос на металлургический уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе останется высоким в следующие пять лет».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «»БВ»