Россия хочет заставить сою расти при вечной мерзлоте

Россия хочет заставить сою расти при вечной мерзлоте

Россия хочет заставить сою расти при вечной мерзлотеНедалеко от тундры,  покрывающей большую часть северной России, процветает еще недавно немыслимый для этих широт бизнес – выращивание сои.

Это результат многолетнего роста глобальных температур. Сейчас  агроном Геннадий Бочковский помогает вывести урожай на следующую границу, проверяя, могут ли бобы расти на севере Московской области. По его словам, результаты являются многообещающими.

«Появились побеги, и они выглядят прекрасно», — рассказал Bloomberg Бочковский, который сотрудничает с фермерской компанией «ТуламашАгро», пытаясь заменить горох соей более чем на 1400 гектарах.

Российская соя подтверждает общемировую тенденцию: теплая погода продвигает посадки все дальше к полюсам. В США Северная Дакота превратилась в крупного производителя кукурузы, а в Великобритании наблюдается быстрый рост производства винограда.

«Вы видите, что климат меняется – теперь здесь намного теплей, и культуры, который раньше не вызревали, дают щедрый урожай», — говорит Бочковский.

Как Россия пригрела сою: данные по Центральному федеральному округу.

В то время как российские производители сои зарабатывают на потеплении, изменение климата наносит ущерб продовольственным рынкам. В этом году засуха серьезно сократила урожай в некоторых частях Уругвая, Новой Зеландии, Европы и Вьетнама. Даже в России в последние годы наблюдаются негативные последствия. ООН заявила, что изменение климата является одним из факторов, усугубляющих продовольственную нестабильность, это означает, что мир не сможет ликвидировать голод к 2030 году.

Пандемия коронавируса, нарушившая логистические связи, и экстремальные погодные условия, снижающие урожаи, могут вынудить страны закрыть границы для экспорта продовольствия. Так, ряд стран — в том числе,  числе Казахстан и Россия, ввели ограничения на экспорт в начале этого года. Сейчас большинство стран отменили эти ограничения и мировые поставки зерна выглядят достаточно стабильными. 

Выращивать соевые бобы в России выгодно. Масличные культуры перерабатываются в корм для животных, спрос на них сильно вырос на фоне бума животноводства. Фактически, страна все еще зависит от импорта, она закупает примерно 1 миллион тонн сои, поэтому у местного производства большой потенциал для дальнейшего роста.

Только в прошлом году в центральной части России соя была высажена на 1,1 млн. га, что в 18 раз больше, чем за последнее десятилетие, это составляет около 7% от общей площади пахотных земель в данном регионе. 

«Стране нужно больше сои и с экономической точки зрения ее лучше выращивать внутри страны», — считает Сергей Зеленцов, который возглавляет отдел сои ВНИИ масличных культур «Пустовойт».

По словам Маргариты Фадеевой, селекционера по выращиванию сои в Чувашском сельскохозяйственном НИИ, новые сорта северной сои могут расти, если температура будет держаться выше 10 градусов по Цельсию  достаточно долго. В северных широтах им требуется около 100 дней благоприятной погоды для созревания.

Удваивая урожай

По данным российского правительства, урожайность сои выросла вдвое за последнее десятилетие, а объем производства вырос почти в четыре раза. Этому также помогли качественные семена, поступающие на рынок.

Что касается новых для возделывания регионов, то тут есть ряд хитростей.

Растения не должны находиться в тени от холмов или деревьев, нужно, чтобы на них попадало как можно больше солнца, говорит Бочковский. И необходимо выравнивать поля, иначе комбайны будут проходить над некоторыми бобами, которые могут расти от земли всего в 4 сантиметрах.

Зеленцов надеется, что экспансия сои на Север может продолжиться. Его институт сотрудничал с сибирскими исследователями в разработке сорта, который может расти даже при вечной мерзлоте, находящейся в 2 метрах под верхним слоем почвы.

«Раньше я был пессимистом в отношении перспектив выращивания сои в центральной России, но теперь я вижу, что был неправ», — поделился Дмитрий Рылько, генеральный директор Института исследований сельскохозяйственного рынка. — «Я недооценил масштабы изменения климата и потенциал селекции растений».