У российского президента нет никаких соперников, но неспособность справиться с Covid-19 и кризисом цен на нефть может иметь долгосрочные последствия, пишет Bloomberg.
Это самый крупный политический кризис Путина за два десятилетия его правления — в тот самый год, когда он надеялся закрепить свое президентство с помощью голосования. Столкновение Covid-19 и минимальных цен на нефть могло бы дать возможность продемонстрировать преимущества нисходящего патриархального управления. Вместо этого кризис подчеркнул несовершенство административной структуры.
Несмотря на наличие Фонда национального благосостояния в 165 миллиардов долларов, государство отказалось от прямого финансирования домохозяйств и шести миллионов малых предприятий. Некоторый фискальный консерватизм понятен, учитывая непредсказуемый характер кризиса. Тем не менее, правительство уверено, что крупные корпорации не будут увольнять своих сотрудников. Остальным же достались скромные гранты, отсрочки налогов и увеличение пособий по безработице.
На сегодняшний день, согласно данным МВФ, пакет финансовой помощи государства составляет около 2,8% его валового внутреннего продукта, и включает в себя множество займов и отложенных платежей. Это лишь небольшая подачка, которая не поможет стране восстановиться. Группа видных экономистов в прошлом месяце подсчитала, что меры поддержки должны быть ближе к 4,5 триллионам рублей, то есть, составлять как минимум 4% ВВП.
Россия — в топ-3 по числу заболевших в последние дни
Примечательно, что личная активность Путина также оказалась неутешительной. Не желая зацикливаться на мимолетной жесткости управления, он больше, чем обычно, дистанцировался от кризиса, который, похоже, не в силах понять.
Путин возложил ответственность за антикризисные действия на мэра Москвы Сергея Собянина, кабинет, возглавляемый больным премьер-министром Михаилом Мишустиным, и на плохо оснащенных региональных лидеров. Это странный шаг после многих лет централизации власти и ресурсов.
Несмотря на то, что в последние дни президент вернулся к публике, он остается далеким, отмечает Татьяна Становая аналитик R.Politik. Она говорит, что он похож на человека, который не привык беспокоиться о поддержке народа.
По данным соцопроса Левада-центра (включен Минюстом в список НКО-иноагентов), до вспышки рейтинги Путина уже были на самом низком уровне с момента кризиса 2014 года, и они, похоже, ухудшились. На прошлой неделе финансируемое государством ВЦИОМ, заявило, что только 28% россиян назвали Путина, когда его попросили вспомнить политика, которому они доверяют.
Рейтинг доверия (синим — доверяю, белым — не доверяю, серым — отказываюсь отвечать)
Путин, без сомнения, будет надеяться, что избиратели заметят его роль в спасении России. В конце концов, он может начать раздавать наличные деньги, назвав ранние ошибки путаницей со стороны министров и местных чиновников. Однако после двух десятилетий концентрации власти бремя ответственности будет нелегким, особенно, если выздоровление России станет долгим и мучительным, а президентские обещания в отношении расходов сведутся к минимуму.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»