World Economic Forum: на страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) возлагали большие надежды, но они, похоже, не сбылись.
Большое население, быстрый экономический рост — всё это могло привести их в разряд крупнейших экономик мира, а в случае с Китаем — и вовсе на первое место, чего ждали примерно к 2020 году. Тем не менее, в последнее время БРИКС, равно как и многие другие развивающиеся страны, вошли в период резкого снижения экономического роста. Может быть, все радужные перспективы уже позади?
Бразильский ВВП в прошлом году вырос всего на 1%, а в этом рост едва ли составит более 2%. Российская экономика, несмотря на то, что цены на нефть не опускаются ниже 100$ за баррель, тоже вряд ли вырастет более чем на 2%. В Индии падение идёт по нарастающей: в 2010 г рост составил 11,2%, в 2011 – 7,7%, а в 2012 – уже всего 4%. У Китая показатели смотрятся лучше, чем у остальных, но экономику явно лихорадит. Южная Африка же вряд ли покажет рост выше российского и бразильского.
Многие иные быстрорастущие развивающиеся экономики — Турция, Аргентина, Польша, Венгрия и прочие страны Центральной и Восточной Европы — переживают такой же период замедления экономического роста. Так в каких же негативных факторах тут может быть дело?
Во-первых, экономики этих стран в 2010-11 гг были очевидно “перегретыми” — рост был выше потенциального, инфляция быстро увеличивалась и превышала запланированные показатели. Многие правительства приступили к ужесточению финансовой политики в 2011 г, что начало сказываться в 2012 г и продолжает влиять сегодня.
Во-вторых, очевидно, что развивающиеся экономики не могут полностью дистанцироваться от слабости экономик развитых: рецессия в еврозоне, довольно неважная ситуация в Великобритании и Японии, низкий рост в Соединённых Штатах — всё это не могло не сказаться отрицательно и на развивающихся странах из-за замедления интенсивности торговых операций, ослабления финансовых связей и снижения объёма инвестиций. К примеру, продолжающийся кризис еврозоны очень больно ударил по Турции и странам Центральной и Восточной Европы.
В-третьих, страны БРИКС в основном постепенно смещаются к модели государственного капитализма. Это влечёт за собой замедление реформ, которые могли бы увеличить продуктивность и долю в экономике частного сектора, а государственные предприятия, протекционизм и импортозамещающие стратегии традиционно не демонстрируют особенной эффективности.
В четвёртых, товарный суперцикл (длительный период роста цен, продолжающийся от десяти лет и более), который поддерживал Россию, Бразилию и ЮАР, возможно, окончился. Действительно, такой бум довольно трудно поддерживать, если учитывать резкое замедление роста в Китае, массовые инвестиции в энергосберегающие технологии и общий отход от ресурсоориентированных моделей по всему миру.
Наконец, пятый, и самый недавний фактор, — Федеральный резерв США дал понять, что политика валютного стимулирования может окончиться раньше, чем ожидалось. Таким образом, эра нулевой кредитной ставки, которая породила волну спроса на валюты, облигации и товары на развивающихся рынках, подходит к своему завершению.
Эти факторы объясняют, почему рост в экономиках стран БРИКС так резко замедлился. Некоторые факторы являются цикличными, а другие — госкапитализм, риск резкого снижения показателей экономики Китая, завершение товарного суперцикла — носят преимущественно структурный характер. Таким образом, можно ожидать, что всё следующее десятилетие рост развивающихся экономик будет пониженным.
Нуриэль Рубини — американский экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета. Один из самых авторитетных экспертов в мире по вопросам глобальных финансов. Президент компании RGE Monitor.
Перевод Александра Заворотнего – специально для «Бизнес-вектора»