Forbes: Украинская экономика на грани дефолта, валюты осталось на месяц. А западные эксперты продолжают обсуждать помощь в виде поставок вооружения.
Украинская экономика в очередной раз продемонстрировала миру сногсшибательный антирекорд: в течение всего двух дней гривна обесценилась на 50%, поставив и без того гибнущую страну на грань дефолта.
Валютные резервы Киева упали до 6,42 млрд долларов (и продолжают падать), чего достаточно для покрытия импорта всего в течение пяти недель. Среди экономистов обычно считается, что страна должна быть в состоянии обеспечить себе хотя бы шесть месяцев импорта; три — это серьёзный кризис. У Украины валюты осталось на месяц с небольшим — если ситуация вдруг радикально не изменится, в стране просто кончатся доллары и евро.
По какой-то непонятной причине западные эксперты в подавляющем большинстве случаев рассуждают не о грядущем экономическом апокалипсисе на Украине, а о том, следует ли США помочь Киеву поставками вооружений. Примечательно, что влиятельный американский журнал «Foreign Affairs» в статье, посвящённой украинскому кризису, посвятил экономике ровным счётом одну строчку: «Путин не может подорвать украинскую экономику, не разрушив одновременно и российскую».
Этот оригинальный подход разделяют и другие аналитики, чей «анализ» можно свести к фразе «ну да, сейчас всё как-то мрачно, но бояться нечего, Украина выкарабкается».
Разумеется, Украина важна для России с экономической точки зрения, но не жизненно необходима. По официальной статистике, объём торговли между РФ и Украиной куда меньше, чем между РФ и Германией или Китаем и примерно равняется объёму торговли с Турцией (39 и 34 млрд долларов, соответственно). Никто в своём уме не будет заявлять, что без Турции российской экономике придётся плохо, так почему это говорят об Украине?
Другой фактор, о котором часто забывают: украинская экономика зависит от России не только как поставщика ресурсов и энергоносителей, но и как потребителя украинских товаров, на которые трудновато найти других желающих. Согласно официальным украинским данным, на долю России приходится больше четверти всей внешней торговли. Сама же Украина занимает в российской торговле 6-7%.
«Военная помощь», идеей которой теперь так загорелся Запад, в сущности, совершенно бессмысленна. На проведение «контртеррористической операции» нужны, по выражению одного французского маршала, деньги, деньги и ещё раз деньги. Без них невозможно организовать хотя бы что-то напоминающее армию. И, если Запад вместо рассуждений о «летальном», «оборонительном» и «наступательном» вооружении не начнёт спасать украинскую экономику, уже очень скоро спасать будет нечего.