«Physicsworld»: западные санкции, ограничивающие обмен научными знаниями, контрпродуктивны и аморальны.
Политические разногласия между США и Россией на фоне украинского кризиса начали сказываться и на сотрудничестве в области науки. Министерство энергетики США ввело запрет на работу российских учёных в своих лабораториях, а также откладывает или отменяет разрешения на посещение американскими учёными мероприятий в России. Кроме того, американское правительство заморозило почти все совместные программы в космической отрасли.
Введены запреты и на научный обмен с РФ, включая временное прекращение соглашения по ядерным вопросам. Это соглашение было подписано в прошлом сентябре министром энергетики США Эрнестом Монизем и его российским коллегой Сергеем Кириенко, и дало российским учёным доступ к Лос-Аламосской национальной лаборатории — одной из трёх атомных лабораторий в США — в обмен на аналогичный доступ к российским центрам. Теперь министерство энергетики отменяет все запланированные визиты и запрещает своим сотрудникам посещать РФ, за исключением вопросов ядерной безопасности, оружия массового поражения и «приоритетных пунктов национальной безопасности».
Такие меры вызвали непонимание со стороны ряда ведущих физиков, включая тех, которые планировали посетить конференцию по термоядерным реакциям в Санкт-Петербурге в октябре. Пока что никому из участников американское правительство не запретило ехать, но и разрешения не выдаются. Зигфрид Хекер, бывший директор лаборатории в Лос-Аламосе, обеспокоен ухудшением ситуации в области ядерной энергии: «Нам нужно сотрудничество, чтобы двигаться дальше в важных вопросах, связанных с безопасностью в России и всём мире, где есть угроза расползания ядерного оружия и возникновения ядерного терроризма; нам нужно координировать усилия».
Действия американского правительства породили гнетущую атмосферу среди русских учёных, работающих в настоящее время в США. «Мы чувствуем, что находимся под подозрением — многие боятся делать что-либо, что может быть неправильно истолковано», — объясняет родившийся на Украине Артём Оганов, профессор Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Бруке и президент Российско-американской научной ассоциации.
В интервью Physicsworld.com Оганов отметил, что «весьма серьёзно» размышляет о возвращении в Россию, и что его ассоциация «опасается» привлекать средства из России для организации конференции в ноябре. «То, что происходит сейчас на Украине — человеческая трагедия, но также огромный удар по науке. Я считаю, что западные санкции, ограничивающие обмен научными знаниями, контрпродуктивны и аморальны. Науку ограничивать нельзя», — добавляет он.
Единственное светлое пятно — продолжение программы Массачусетского технологического института, который посылает своих студентов — преимущественно физиков и инженеров — на работу в компаниях, университетах и исследовательских институтах России. «Весной мы решили, что политика не должна вмешиваться в этот важный вопрос. Пока правительство на нас не давит», — говорит соруководитель программы Элизабет Вуд.
Перевод Александра Заворотнего