С прошедшего понедельника россияне, размещающие ссылки на иностранные медиа-материалы, могут быть названы «иностранными агентами» и подвергнуться систематическому преследованию со стороны бюрократической и правоохранительной системы страны.
Закон, который был быстро принят парламентом и подписан президентом Владимиром Путиным, вступил в силу чуть более чем через месяц после того, как в Россию вернулась оружейная лоббистка Мария Бутина. Она была осуждена в США и провела 15 месяцев в американской тюрьме за то, что выступала как незарегистрированный иностранный агент.
В России начиная с 2012 года уже действует закон об иностранных агентах, пишетBloomberg. Он используется против неправительственных организаций, получающих иностранное финансирование. Им запрещено участвовать в «политической деятельности» (такой как наблюдение за выборами), они подвергаются постоянным проверкам со стороны государства и многие вынуждены сопровождать все свои внешние коммуникации унизительным раскрытием своей «чужеземности».
Многие некоммерческие организации свернули свою деятельность под давлением правительства. Десятки жалоб на этот закон были поданы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, но по ним еще не вынесено ни одного решения.
Небольшое количество средств массовой информации — пока только те, которые финансируются Конгрессом США, такие как «Голос Америки» и «Радио Свобода» — также были признаны иностранными агентами.
Новый закон позволяет применять ярлык иностранного агента к физическим лицам, особенно к тем, кто распространяет контент из средств массовой информации или других организаций, признанных иностранным агентом, и которые получают любые виды финансирования из-за рубежа. Например, сотрудник правозащитной группы «Мемориал» или просто получатель электронных переводов от родственника из-за границы, опубликовавший ссылку на «Радио Свобода», моментально попадет под действие нового закона.
Затем этот человек попадает в специальный список «агентов» и будет обязан зарегистрироваться в качестве компании, чтобы его или ее финансирование было прозрачным для государства. Российский журналист, работающий на «Голос Америки», также становится иностранным агентом.
Российскому Министерству юстиции нужно только решить, какие зарубежные медиа-организации являются агентами для многочисленных россиян, работающих на них или делящихся их историями, чтобы они официально стали подозреваемыми. В итоге их пометят для налоговой бюрократии, полиции и Роскомнадзор, который может блокировать сайты.
Неспособность зарегистрировать, открыть компанию или пометить свои истории или сообщения как поступившие от иностранного агента, будет наказываться пока еще не установленным штрафом.
Андрей Климов, один из авторов закона, недавно заявил «Российской газете»:
-В отличие от зарубежных визави мы не предусматриваем уголовной ответственности. Мы не хватаем людей, не бросаем их в камеры пыток, как в некоторых странах, где на пять, где на пятнадцать лет. Мы в состоянии добиться результата за счет административных мер.
Из его комментария становится ясно, что российский закон является ответом на существующее в США определение иностранного агента. Это расплывчатое требование, наиболее известное профессиональным лоббистам, засветилось в материалах спецпрокурора РобертаМюллера, занимавшегося расследованием связей Дональда Трампа и России. Речь идет о Законе о регистрации иностранных агентов, принятом аж в 1938 году.
Бутине было предъявлено обвинение по другому, хотя и схожему закону, который также требует, чтобы иностранные агенты регистрировались в правительстве США. Даже американские чиновники иногда путают правила, и непрофессионалу непросто понять, какие действия делают одного иностранного агента другим.
Например, Бутину приговорили к 18 месяцам за попытку установить контакты с членами Национальной стрелковой ассоциации от имени представителя Центробанка России, который, возможно, хотел установить обратный канал между Кремлем и республиканской элитой США.
Владимир Путин был раздражен случаем Бутиной. «Взяли, схватили, посадили девчонку за решетку, а предъявить-то нечего», — прокомментировал он после ее приговора.
Теперь наступает ответный удар — и, как обычно, при Путине, в основном против своих граждан, в которых он видит западную пятую колонну, а не против США как таковых. Также, как обычно при Путине, ответ асимметричен. Хотя в новом законе используется тот же термин, что и в законах США «иностранный агент», он не имеет того же значения.
В США агент должен действовать по указанию иностранного чиновника. В России достаточно получать деньги из любого иностранного источника и распространять нежелательный контент, чтобы его называли агентом — юридическая новинка, которую российский юрист по конституционным вопросам Илья Шаблинский осудил в своем анализе нового закона.
-Для меня законы о регистрации иностранных агентов не имеют большого смысла ни в США, ни в России. Шпионаж является довольно четко определенным преступлением, которое заслуженно несет суровое наказание во всем мире, — отметил он.
Но различные формы «легко шпионского налета» достаточно размыты, поэтому энергичные чиновники легко могут ими воспользоваться для достижения своих политических целей и нанесения ударов. Таким образом, паранойя в США вызывает русскую мстительность.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»