Мировая дедолларизация — все больше стран предпочитают расчеты в обход американской валюты

Мировая дедолларизация — все больше стран предпочитают расчеты в обход американской валюты

Мировая дедолларизация — все больше стран предпочитают расчеты в обход американской валютыБразилия и Китай недавно заключили соглашение о расчетах в своих местных валютах, при этом явно стремясь обойти доллар. Индия и Малайзия в апреле подписали соглашение об увеличении использования рупии в трансграничном бизнесе. Даже многолетний союзник США — Франция начинает проводить операции в юанях.

Валютные эксперты стараются не давать оценок, подобных Kassandra (криптовалютный токен), который, к своему стыду, неоднократно предсказывал неминуемую кончину доллара. И все же, наблюдая за этой внезапной волной соглашений, направленных на обход доллара, они обнаруживают значимые действия,  которые отсутствовали в прошлом, пишет Bloomberg.

Для многих мировых лидеров причины принятия этих мер поразительно схожи. Они говорят, что доллар используется для продвижения внешнеполитических приоритетов Америки и наказания тех, кто им противостоит.

Нигде это не было более очевидным, чем в России, которой США причинили беспрецедентную финансовый урон из-за конфликта на Украине. Администрация Байдена ввела санкции, заморозила золотовалютные резервы Москвы на сотни миллиардов долларов и по согласованию с западными союзниками практически вытеснила страну из мировой банковской системы. Для большей части мира это стало суровым напоминанием об их собственной зависимости от доллара, несмотря на  отношение к конфликту.

И это дилемма, с которой столкнулись официальные лица Вашингтона: все больше полагаясь на доллар США в своих геополитических битвах, они не только рискуют подорвать доминирующее положение доллара на мировых рынках, но и в конечном итоге могут подорвать свою способность иметь такое сильное влияние на мировой арене. По словам Дэниела Макдауэлла, автора книги «Противодействие доллару: финансовые санкции США и негативная международная реакция на доллар», для обеспечения долгосрочной эффективности санкции зачастую лучше оставлять в качестве угрозы, чем применять их на практике.

«Теперь рациональный актор, который знает, что он потенциально может оказаться в подобной ситуации в будущем, станет готовиться к такому сценарию, и это делает ваши сдерживающие угрозы менее эффективными», — рассуждает Макдауэлл. «Возможно, изменение сейчас незначительное, но оно все равно имеет значение, поскольку может серьезно уменьшить экономическую мощь Америки».

Использование доллара в качестве резервной валюты снижается

Несомненно, часть отхода от доллара организована Китаем. Президент Си Цзиньпин стремится повысить роль юаня в мировой финансовой системе, и его правительство расширило использование валюты за рубежом приоритетом.

Тем не менее, большая часть усилий в направлении дедолларизации происходит без участия Пекина.

Индия — которую трудно назвать стратегическим союзником Китая — и Малайзия в апреле объявили о введении нового механизма двусторонней торговли в рупиях. Это часть более широких усилий администрации Нарендры Моди, которая не присоединилась к санкционной кампании США против России, по обходу доллара, по крайней мере, для некоторых международных транзакций.

Месяц спустя Ассоциация государств Юго-Восточной Азии согласилась активизировать использование валют-членов для региональной торговли и инвестиций.

А Южная Корея и Индонезия всего несколько недель назад подписали соглашение о прямом обмене вон и индонезийских рупий.

Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва раскритиковал господство доллара во время визита в Шанхай в апреле. Стоя на трибуне в окружении флагов Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, так называемых стран БРИКС, он призвал крупнейшие развивающиеся экономики мира придумать альтернативу замене доллара во внешней торговле, вопросив «кто решил, что доллар стал (торговой) валютой после прекращения золотого паритета?»

Луис Инасио Лула да Силва в Шанхае на оруме в апреле. Фотограф: Гао Фэн/Синьхуа/Getty Images

Он вспоминал начало 1970-х годов, когда разваливалось послевоенное соглашение, известное как Бреттон-Вудская система, сделавшее доллар центром мировых финансов. Расторжение соглашения мало повлияло на доминирующее положение доллара. По сей день он служит доминирующей резервной валютой в мире, что повысило спрос на облигации США и позволило стране иметь огромный торговый и бюджетный дефицит.

Центральное место валюты в глобальной платежной системе также позволяет Америке оказывать уникальное влияние на экономическую судьбу других стран.

Согласно последним данным Банка международных расчетов, около 88% всех мировых операций с иностранной валютой, даже не связанных с США или американскими компаниями, осуществляются в долларах. Поскольку банки, обрабатывающие трансграничные долларовые потоки, имеют счета в Федеральной резервной системе, они также подвержены санкциям США.

Хотя кампания финансового давления на Россию является последним и наиболее громким примером, как демократическая, так и республиканская администрации в последние годы применяли санкции в отношении таких стран, как Ливия, Сирия, Иран и Венесуэла.

Согласно недавнему отчету Центра экономических и политических исследований, администрация Байдена вносит в среднем 1151 новое назначение в год специально назначенных граждан в список Управления по контролю за иностранными активами. Это больше, чем в среднем 975 во время администрации Трампа и 544 во время первого четырехлетнего срока президента Обамы.

«Страны на протяжении десятилетий все больше раздражались из-за доминирования доллара США», — считает Джонатан Вуд, руководитель отдела глобальных вопросов консалтинговой компании Control Risks. «Агрессивное и широкомасштабное использование санкций США в последние годы усиливает этот дискомфорт и совпадает с требованиями основных развивающихся рынков в новом распределении глобальной власти».

Представитель министерства финансов сослался на комментарии госсекретаря Джанет Йеллен, сделанные в середине апреля в интервью CNN, в которых она признала, что «при использовании финансовых санкций, связанных с ролью доллара, существует риск того, что со временем он может подорвать гегемонию доллара».

Но она отметила, что доллар «используется в качестве мировой валюты по причинам того, что другим странам нелегко найти альтернативу с такими же свойствами».

Обозреватели рынка соглашаются. Несмотря на то, что все больше стран стремятся уменьшить свою зависимость от доллара, мало кто ожидает, что его доминирующее положение в мировой торговле и финансах в ближайшее время окажется под угрозой.

Во-первых, мало признаков того, что какая-либо другая валюта может обеспечить такой же уровень стабильности, ликвидности и безопасности, говорят они. Более того, подавляющее большинство союзников США из стран с развитой экономикой, на долю которых приходится более 50% мирового валового внутреннего продукта, не проявили особой ретивости в попытке отказать от доллара.

На самом деле, доллар вырос по отношению к большинству своих основных валют после того, как США усилили свои санкции против России в прошлом году, что является признаком того, что любое снижение его глобального статуса, вероятно, будет долгим и медленным процессом.

«Я не вижу никакого актива, заменяющего доллар в качестве доминирующей валюты, по крайней мере, для следующего поколения», — уверен Джордж Бубурас, ветеран рынка с трехлетним стажем и глава отдела исследований в K2 Asset Management в Мельбурне. «Ничто не сравнится с мощью экономики США. У Китая есть проблемы со старением, а евро изо всех сил пытается закрепиться. Доллар не будет свергнут с престола в обозримом будущем».

Реакция БРИКС

Тем не менее, барабанная дробь дедолларизации не ослабевает в развивающихся странах.

Пакистан рассчитывает платить за импорт российской нефти в юанях, заявил в прошлом месяце министр энергетики страны, а ранее в этом году Объединенные Арабские Эмираты заявили, что ведут переговоры с Индией о способах увеличения ненефтяной торговли в рупиях.

Ранее на этой неделе министры иностранных дел группы стран БРИКС обсудили, как блок может завоевать большее глобальное влияние, включая возможность создания общей валюты.

«Без сомнения, дедолларизация ускоряется и будет продолжаться еще долгие годы», — считает Вишну Варатан, глава отдела экономики и стратегии Mizuho Bank Ltd. в Сингапуре. «США приняли обдуманное решение использовать доллар для причинения финансового урона, и, вероятно, это будет иметь долгосрочные последствия».

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»