Уже более двух лет основной темой разговоров было влияние пандемии Covid-19. Теперь, когда кажется, что она позади и люди снова могут путешествовать относительно свободно, у всех на слуху появилась другая горячая тема: дорогие билеты на самолет.
Люди ищут авиабилеты — иногда даже впервые за много лет — в порыве так называемого «путешествия из мести» пишет Bloomberg. По большинству маршрутов поисковики выдают заоблачные цены на них, но путешественники, жаждущие странствий, готовы переносить тяготы выросших цен после долгого отсутствия возможности летать.
«Спрос зашкаливает», — констатировал на недавней отраслевой конференции генеральный директор Delta Air Lines Inc. Эд Бастиан, отметив, что тарифы этим летом могут быть на 30% выше, в сравнении с доковидным временем. «Это приходит на направлениях связанных с отдыхом, с премиальными клиентами, с бизнесом, с обычными международными перелетами. Категория не имеет значения».
Путешественники ждут возле аэропорта Схипхол в Амстердаме, 3 июня. Фотограф: Робин ван Лонкхейсен/ANP/AFP/Getty Images
Глобальный сдвиг
Тенденция распространяется на разные регионы, хотя в некоторых местах проявляется больше, чем в других. Поиски обратного билета эконом-класса между Гонконгом и Лондоном на Cathay Pacific Airways Ltd. в конце июня подняли цены до 42 051 гонконгского доллара (5 360 долларов), что более чем в пять раз превышает стоимость перелета до начала глобального локдауна. Прямые рейсы между Нью-Йорком и Лондоном примерно в то же время стоили чуть более 2000 долларов в эконом-классе.
«Сегодня цены на билеты очень выросли, — говорит Жаклин Кху, работающая в сфере туризма. Ее компания заплатила 5000 сингапурских долларов (3632 доллара) за обратный рейс коллеги на Singapore Airlines Ltd. в Гамбург ранее в этом месяце. По ее словам, раньше перелет стоил около 2000 сингапурских долларов. «Это действительно удивительно, что билет эконом-класса может обойтись вам так дорого».
Исследование Института экономики Mastercard показало, что стоимость рейсов из Сингапура в апреле была в среднем на 27% выше, чем в 2019 году, а рейсов из Австралии — на 20%. Все чаще путешественники бронируют билеты за месяцы вперед, поскольку они стали беспокоиться о стоимости сиюминутной покупки, считает Дэвид Манн, главный экономист института по Азиатско-Тихоокеанскому региону, Ближнему Востоку и Африке.
Цены на авиабилеты растут, в тот момент когда мир снова открывается для путешествий и тому есть несколько причин, не все из которых находятся под контролем авиакомпаний.
Гиганты на парковке
Перевозчики с осторожностью относятся к возвращению всех простаивающих самолетов, несмотря на то, что большинство стран ослабили трансграничные ограничения. Это особенно характерно для больших авиалайнеров, таких как A380 Airbus SE и чуть более старых 747-8 Boeing Co., поскольку авиакомпании переходят на более экономичные модели, такие как A350 и 787 Dreamliner. Эти тенденции наиболее остро ощущаются в Азии, которая снижала ограничения медленнее всех, а Китай, крупнейший рынок в регионе, остается практически закрытым.
Самолеты на хранении в TARMAC Aerosave на юго-западе Франции, 2021 год. Фотограф: Лайонел Бонавентура/AFP/Getty Images
По словам Субхаса Менона, генерального директора Ассоциации азиатско-тихоокеанских авиалиний, авиакомпаниям потребуется время, чтобы перестроить парк самолетов после того, как в течение последних двух лет они изучали различные, часто меняющиеся государственные политики, поскольку большинство ограничений были сняты только в мае. «Еще рано», — сказал он. «Сейчас только начало июня. Это не так просто, как кажется».
Перевозчики также сократили свои маршруты во время Covid, особенно Cathay, который был сильно ограничен жесткими правилами Гонконга в отношении поездок и карантина. Это заставило людей задуматься о длительных поездках с одной или несколькими остановками, тогда как раньше они могли предпочесть лететь прямым рейсом. Например, в настоящее время British Airways Plc даже не летает в Гонконг.
С меньшим количеством самолетов в небе остается меньше мест, чтобы удовлетворить восстановление спроса, что, в свою очередь, привело к росту цен на билеты.
Стремительно растущие цены на топливо
Конфликт России и Украины усугубил устойчивый курс цен на сырую нефть за последние 18 месяцев. Реактивное топливо в настоящее время составляет до 38% расходов средней авиакомпании по сравнению с 27% в годы, предшествовавшие 2019-ому. Для некоторых бюджетных авиакомпаний эта доля может достигать 50%.
Спотовые цены на реактивное топливо в Нью-Йорке выросли более чем на 80% в этом году, хотя цены варьируются от региона к региону в зависимости от затрат на переработку и местных налогов. До сих пор многим американским перевозчикам удавалось покрывать возросшие расходы на топливо, но только за счет перекладывания их на путешественников в виде более высоких тарифов.
Некоторые инвесторы считают, что авиакомпании могут попытаться повысить топливные сборы, чтобы справиться с ситуацией, заявили в марте аналитики CitigroupInc. Большинство азиатских авиакомпаний не хеджируют авиационное топливо, а это означает, что они более уязвимы к повышению цен.
Путешественники с глубокими карманами
Рост стоимости билетов, похоже, сейчас не отталкивает людей от поездок, в момент, когда многие ограничения на трансграничные перемещения ослабли. Как заявил в прошлом месяце генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта Уилли Уолш, некоторые потребители стали использовать свои праздничные накопления и покупают билеты, несмотря на их высокую стоимость.
Так называемый «путешественник из мести» — это «человек, на которого эмоционально повлияли ограничения, и который не просто мечтал, а жаждал путешествий в течение последних двух лет», — сказала Гермиона Джой, руководитель сектора путешествий в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Alphabet Inc. Google. «К тому же, они очень спонтанны».
AirbusA350-1000Фотограф: Лорин Исхак/Bloomberg
Нехватка персонала
Сотни тысяч пилотов, бортпроводников, наземных операторов и других работников авиации потеряли работу за последние пару лет. С ростом числа поездок отрасль теперь не может нанимать сотрудников достаточно быстро, чтобы обеспечить бесперебойную работу на допандемийном уровне.
Сингапурский аэропорт Чанги, регулярно признаваемый лучшим в мире, сейчас набирает более 6600 человек. Многие уволенные работники нашли другую, более стабильную карьеру и не хотят возвращаться в циклическую отрасль. Так оператор в Чанги предлагает вакансию помошника полицейского начальный бонус в размере 25 000 сингапурских долларов при устройстве на работу, за которую платят не более 3 700 сингапурских долларов в месяц.
В США небольшие региональные авиакомпании не могут летать на полную мощность, потому что более крупные перевозчики переманили слишком много пилотов. Сотни рейсов были отменены в Великобритании, что сорвало планы на отпуск и привело к длительным задержкам и сценам, когда пассажиры просто ночуют в аэропортах. В Европе крупные аэропорты столкнулись с задержками и отменой рейсов из-за того, что им не удалось нанять адекватный персонал. Как следствие, это нарушило расписание авиакомпаний и увеличило расходы.
Если вы планируете путешествовать в ближайшее время, лучше прибыть в аэропорт за три часа до европейского и дальнемагистрального рейса, чтобы у вас было достаточно времени для дополнительных проверок, необходимых для дальней поездки.
Восстановление балансовых отчетов
Авиация — это капиталоемкая отрасль с исторически очень низкой прибылью. Covid сделал эту рабочую среду еще более сложной: во всем мире авиакомпании потеряли более 200 миллиардов долларов за три года.
Повышение тарифов дает перевозчикам возможность оправиться от убытков и вернуться в плюс.
«Мы никогда не видели такой доходной среды, как эта», — заявил главный исполнительный директор AmericanAirlinesGroupInc. Роберт Исом на отраслевой конференции на прошлой неделе. «Кроме того, мы видим возвращение крупных корпораций. Малый и средний бизнес уже несколько месяцев действительно не в тренде».
Как долго?
Неясно, как долго будут сохраняться эти высокие цены, хотя многие путешественники, похоже, готовы платить еще больше. «Рост цен — это краткосрочное явление», — считает Стивен Трейси, главный операционный директор MilieuInsight, сингапурской фирмы, занимающейся изучением и анализом потребителей. «Давайте просто надеяться, что все устаканится, тогда цены снова снизятся. Я вполне уверен, что так и будет».
По словам Майкла О’Лири, главного исполнительного директора RyanairHoldingsPlc, в некоторых случаях тарифы на самом деле ниже, чем до пандемии: «Несмотря на то, что есть вероятность, что тарифы вернутся к уровню, который был до Covid, конфликт на Украине и вспышки вируса все еще остаются в силе».
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»