По свадьбу Екатерины Тихоновой и Кирилла Шамалова был снят весь горнолыжный курорт, расположенный примерно в часе езды от Санкт-Петербурга. Никаких счетов не выставлялось, и каждый из гостей пообещал не распространяться о мероприятии. Счастливая пара ехала в традиционных русских санях, запряженных тремя белыми лошадьми, описал сцену один из работников курорта.
Невеста была одета в длинное, отделанное жемчугом свадебное платье, а жених — в темное пальто, рассказал другой присутствовавший там человек. Новобрачными были Екатерина, младшая дочь президента России Владимира Путина, и Кирилл Шамалов, сын старого друга Путина.
Их свадебные торжества проходили в феврале 2013 года в «Игоре», небольшом горнолыжном курорте. Совладельцем этого места, расположенного у живописного озера посреди леса, является Юрий Ковальчук, еще один старый друг Путина, а также кипрский офшор.
Один из работников курорта, присутствовавших на мероприятии, рассказал, что в честь жениха и невесты Кирилла и Катерины гости носили белые платки, с вышитыми красной нитью буквами «K & K». «Охранники были за каждым углом и не позволяли никому приблизиться к празднованию, — рассказал агентству другой сотрудник. — Но мы знали, что это Кирилл и Катерина, дочь Путина, праздновали свадьбу».
Восходящая звезда бизнеса
Кирилл – восходящая звезда российского бизнеса, несмотря на то, что ему всего 31 год. Его судьба начала стремительно набирать обороты после того, как он женился на дочери президента – перспективной танцовщице акробатического рок-н-ролла, помогающей сейчас осваивать выделенные МГУ им. Ломоносова 1,7 миллиарда долларов.
В течение 18 месяцев Кирилл приобрел значительную часть акций крупной российской газоперерабатывающей и нефтехимической компании «Сибур» – его доля в настоящее время оценивается в 2,85 миллиарда долларов, исходя из стоимости последних сделок с ее акциями. Кроме того, он оставил свою работу в качестве бизнес-менеджера, создав личную инвестиционную компанию.
Как такому молодому бизнесмену удалось подняться так высоко и так быстро? Исследование карьеры Шамалова показывает, что буквально спустя несколько месяцев после того, как он женился на дочери Путина он стал активно рассуждать о покупке акций «Сибура» у одного из самых богатых друзей российского президента.
Год спустя Кириллу Шамалову, судя по опубликованным отчетам его инвестиционной компании, удалось взять кредит на 1 миллиард долларов. Этот кредит выдал банк, принадлежащий другому близкому другу Путина, в котором брат Шамалова занимает одну из руководящих должностей. Деньги были направлены на покупку акций «Сибура», при этом инвестиции уже через несколько месяцев оказались весьма прибыльными для Кирилла. Кирилл Шамалов отказался от комментариев по поводу свадьбы и своих сделках. Такую же позицию заняла компания «Сибур».
Крутая траектория судьбы Кирилла показывает то, как близкие к Путину люди заняли ведущие позиции в ключевых компаниях. Эти возможности сейчас постепенно переходят к новому поколению.
Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики, а ныне оппозиционный активист, говорит, что близкие президента смогли приобрести свои активы на госкредиты, выдаваемыми такими банками как, например, «Газпромбанк».
«Этот банк чрезвычайно непрозрачен, так что трудно получить информацию и судить о специфике кредитных соглашений, — рассказал Милов. — Они считают «Газпромбанк» своим карманным банком и ищут способы передачи власти и привилегий новому поколению».
На вопрос о свадебных торжествах и деловых сделках, Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского президента, ответил: «Дочери Путина не участвуют в политике или бизнесе. Бизнесмен, Шамалов, хорошо известен. Насколько нам известно, вся его деятельность соответствует законодательству Российской Федерации. В течение многих лет он находился в управлении компанией «Сибур», а также наряду с другими старшими менеджерами является ее акционером. Его карьера и бизнес не входят в сферу интересов Кремля. Мы не даем комментарии о частной жизни близких родственников Путина».
Братья Шамаловы
В 1990-х годах отец Кирилла Шамалова – Николай, вместе с Путиным и другими известными личностями учредили дачный кооператив «Озеро», находящийся в 100 километрах севернее Санкт-Петербурга. Различные члены кооператива впоследствии заняли видное положение в путинской России.
Николай Шамалов стал акционером небольшой кредитной организации под названием банк «Россия», который за 15 лет превратился в один из самых влиятельных российских банков. Ковальчук, совладелец горнолыжного курорта «Игора», является крупнейшим акционером этого банка.
У Николая Шамалова два сына – Юрий, 1970 года рождения, и Кирилл, родившийся в 1982 году. Оба буквально начали процветать после начала правления Путина.
Изучавший в университете морскую инженерию и внешнюю торговлю, Юрий Шамалов затем работал в комитете внешнеэкономических связей городского совета Санкт-Петербурга. Путин в это же время управлял комитетом.
После прихода к власти особое внимание Путин стал уделять газовому гиганту «Газпрому», переведя его обратно под контроль государства. Среди активов Газпрома были нефтехимическая компания «Сибур» и «Газпромбанк». И Юрий, и Кирилл Шамалов занимали важные посты в этих и других учреждениях.
Банк
В августе 2003 года Юрий Шамалов стал президентом «Газфонда» — огромного инвестиционного фонда, управлявшего активами пенсионеров «Газпрома» Во главе с Юрием, «Газфонд» приобрел контроль над банковской дочерней компании «Газпрома» –«Газпромбанком». Юрий пошел дальше и стал одним из заместителей председателя банка. «Газфонд» фактически выкупил государственный актив и превратил его в частный банк, контролируемый людьми, имеющими давние связи с Путиным.
Тем временем у Кирилла Шамалова также был стремительный карьерный рост. В 2002 году он был назначен главным юрисконсультантом в отделе внешнеэкономической деятельности «Газпрома», написано в биографии на сайте «Сибура». Стоит отметить, что в тот момент Кириллу было всего 20 лет, и он еще не окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Три года спустя Шамалов стал главным юрисконсульт «Газпромбанка», тогда еще дочерней компании «Газпрома». Затем, в июне 2008 года, Кирилл вошел в состав компании «Сибур» в качестве вице-президента.
Это был небольшой свойский мирок. Брат Кирилла Юрий был уже директором «Сибура» и зампредом «Газпромбанка». Председателем правления банка стал Алексей Миллер, работавший в 90-е с Путиным в Санкт-Петербурге.
Кроме того, «Газфонд», где Юрий Шамалов был председателем, оказал сильное влияние на «Сибур» и «Газпромбанк». И в том же месяце, когда Кирилл присоединился к «Сибуру», «Газфонд» через контроль над «Газпромбанком» стал конечным владельцем этой компании.
В «Газпромбанке» отказались от комментариев, а в «Газфонде» просто не ответили на вопросы.
Связь с Тимченко
Братья Шамаловы имеют глубокие связи с другими членами путинской элиты, менявшими экономику России в 2000-е и делавшими на этом личные состояния. Одним из них является Геннадий Тимченко, который стал акционером банка «Россия» вместе с Николаем Шамаловым.
Тимченко знает Путина уже более 20 лет. В 1990-е годы он начал торговать нефтью в Санкт-Петербурге, когда Путин еще только вступал в политику. Вместе они основали компанию «Gunvor», которая впоследствии стала одним из крупнейших нефтяных трейдеров. В прошлом году правительство США утверждало, что Путин имел личную заинтересованность в «Gunvor», хотя и не смогло представить для этого никаких доказательств этого. В самой «Gunvor» отрицают подобные заявления.
Тимченко был важным контактом для Кирилла Шамалова, так как нефтяной магнат позже стал крупным акционером «Сибура».
В 2010 году «Газпромбанк» и «Газфонд» Юрия Шамалова имели совместную 95-процентную долю в «Сибуре». В том же году они заключили сделку по продаже «Сибура» компании, принадлежащей Тимченко и одному из его деловых партнеров, предпринимателю, работающему в сфере энергетики, Леониду Михельсону. Сделка была сложной, но «Газпромбанк» сумел ее сгладить, профинансировав Михельсона и Тимченко не меньше половины от ее стоимости.
В конечном итоге Михельсону досталось 57,2% от «Сибура», Тимченко — 37,3%. Пять настоящих и бывших менеджеров разделили оставшиеся 5,5%. Среди них были Кирилл Шамалов. К 2014 году, согласно данным «Сибура», Кирилл расширил свою личную долю до 4,3%.
Удачный ход
Тимченко и новый зять президента начали договариваться о продаже пакета акций летом 2013 года. Об этом Кирилл Шамалов рассказал газете «Коммерсант» в августе прошлого года. Переговоры начались спустя несколько месяцев после того, как Кирилл заключил брак с дочерью Путина.
В марте 2014 года Кирилл перестал участвовать в управлении «Сибура». Тем не менее, он сохранил свою долю в компании и остался в составе совета директоров. Четыре месяца спустя, 1 августа, он зарегистрировал новую компанию под названием «Яуза 12», которая полностью принадлежит ему.
Ранее в этом году представитель Тимченко сообщил «Reuters», что часть его активов досталась Кириллу Шамалову по рыночной цене после переговоров с несколькими потенциальными покупателями. Представитель Тимченко утверждает, что данная сделка проведена в рамках политики холдинга «Volga Group» по диверсификации активов бизнесмена.
В этом месяце представитель «Volga Group» рассказал «Reuters» о том, что «все операции, которые были проведены Тимченко с акциями «Сибура», такими как продажа определенной ее части Кириллу Шамалову были проведены из расчета рыночной оценки компании».
Как тогда 32-летний Кирилл cмог позволить себе такую покупку? Изучение «Reuters» отчетов, поданных компанией «Яуза 12» за 2014 год показало, что компания заимствовала 78,9 миллиарда рублей (на тот момент около 1,3 миллиарда долларов). Эти деньги компания получила в банке, где его брат является заместителем председателя. «Сделку профинансировал «Газпромбанк» под залог принадлежащих мне активов», — рассказал Кирилл в интервью «Ъ».
Юрий Шамалов отказался давать комментарии.
Условия сделки не известны, но компания Кирилла, видимо, получила недорогой кредит. Сумма, выплаченная им после того, как он взял кредит, следуя отечности «Яуза 12», на конец 2014 года составила 343 миллиона рублей до конца 2014 года. Если отсчитывать с момента покупки акций «Сибура», то получается, что «Яуза 12» получила кредит под 1,3% годовых. Московский аналитик добавил, что, поскольку срок погашения займа неизвестен, то остается неясным, отличается ли процентная ставка от рыночной или нет.
Кирилл Шамалов и «Газпромбанк» отказались ответить на вопросы о кредите.
Используя заимствованные 1,3 миллиарда долларов, Кирилл смог докупить купить 17-процентную долю в «Сибуре». Он и его представитель отказался уточнить, сколько именно он потратил на данное приобретение, единственное уточнив, что это была рыночная цена.
Три независимых аналитика в октябре прошлого года посчитали «Reuters», что 21,3% компании «Сибур» стоят больше 2 миллиардов долларов. 11 декабря, китайская нефтяная компания «Sinopec» согласилась выплатить 1,34 миллиардов долларов всего за 10 процентов «Сибура». Таким образом 21,3% на данный момент стоят 2,85 миллиарда долларов.
Тесный круг
Тайная свадьба Кирилла Шамалова на горнолыжном курорте «Игора» и его финансовые удачи ясно указывают на ключевые аспекты современной России. Эпоха Путина имеет корни в Санкт-Петербурге – его друзья из дачного кооператива «Озеро», а также помощники времен его работы в мэрии Санкт-Петербурга получили доступ к богатству.
Сейчас Кирилл вступил в ряды российских миллиардеров, приближенных к президенту. Меры безопасности на свадьбе Кирилла и Катерины были исключительными, а список из ста приглашенных – эксклюзивным. Гостей попросили сдать свои мобильные телефоны, так как организаторы не хотели ни одной фотографии, просочившейся в СМИ.
Выбор места также подчеркнул сплоченность круга: горнолыжный курорт «Игора» находится примерно в 30 километрах от дачного кооператива «Озеро». Курорт и окружающие его участки земли принадлежат компаниям, имеющим отношения к Шамалову, Ковальчуку и Тимченко.
Согласно документам, владельцем самой «Игоры» является компания под названием Ozon LLC., в которой Ковальчуку принадлежит 25%, а остальные 75% — кипрской компании.
По словам сотрудников курорта, Путин – частый гость «Игоры», хотя его и невозможно увидеть за высоким забором. Такова и внутренняя политика путинской России – богатая и сплоченная элита, спрятанная от взоров простого обывателя.
Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»
На фото: президент России Владимир Путин и Кирилл Шамалов (крайний справа) во время посещения «Воронежсинтезкаучука», входящего в компанию «Сибур». Воронеж, 23 мая 2013 года.