Заложница в геополитических играх

Заложница в геополитических играх

Заложница в геополитических играх«The Economist»: Молдавии все труднее противостоять российскому давлению. 

Молдавия — одна из беднейших стран Европы. Её население составляет 3,6 млн человек, из которых четыреста тысяч проживают в де-факто контролируемом Россией Приднестровье. Половина экономически активного населения работает за границей. Раньше люди ехали на работу в страны южной Европы, но после начала там экономических трудностей многие предпочли Россию. Денежные переводы из-за рубежа составляют не меньше четверти молдавского ВВП.

Сейчас Молдавия пытается стать страной, из которой можно будет не уезжать в поисках лучшей доли. В ходе саммита в Вильнюсе 29 ноября она собирается подписать два крупных соглашения о политическом сотрудничестве, реформах и свободной торговле с Евросоюзом. Европейская комиссия также может предложить молдаванам безвизовый режим в шенгенской зоне.

С другой стороны, Путин, вероятно, хотел бы присоединения этой маленькой страны к Таможенному союзу с Россией, Казахстаном и Белоруссией. В сентябре РФ запретила импорт молдавского вина, составляющего важную часть экспорта Молдавии. Дмитрий Рогозин делал намёки на прекращение поставок газа, что для страны, на 100% зависящей от российского газа, означало бы катастрофу.

В контексте европейско-российских отношений Молдавия — небольшая рыбёшка. Настоящим призом могла бы стать Украина, которая по-прежнему колеблется между Востоком и Западом. Кишинёв очень хотел бы узнать, в каком же направлении движется Украина, поскольку это может предопределить и судьбу самой Молдавии.

Если Украина решится подписывать соглашения с ЕС, то и у Молдавии будет гораздо больше свободы выбора. Если же Киев выберет Москву, то Молдавии будет куда труднее противостоять российскому давлению. Одним из источников такого давления служит присутствие российских солдат в Приднестровье. Руководство самого Приднестровья очень хочет, чтобы Россия признала новое государство и приняла его в Таможенный союз. С учётом того факта, что 75% приднестровского бюджета прямо или косвенно поступает из России, выбор в любом случае невелик.

Владимир Воронин, лидер молдавской коммунистической партии, пользующейся высокой поддержкой населения, также хочет, чтобы Молдавия присоединилась к Таможенному союзу. Он обвиняет руководство Евросоюза в открытой поддержке правительства „бандитов и коррупционеров”. Тем не менее, на вопрос, отменит ли он вильнюсские соглашения, если придёт ко власти в следующем году, Воронин отвечать не стал.

Если Молдавия и Украина всё же подпишут соглашения в Вильнюсе, то им необходимо отнестись к этому сдержанно. В обеих странах об этом событии говорят, как раньше говорили о съезде КПСС, после которого все красиво уйдут в пламенеющий закат. Раньше чудес не случалось — и теперь вряд ли.

Александр Заворотний