Атомная отрасль – отличная экспортная статья для России

Атомная отрасль – отличная экспортная статья для России

Атомная отрасль – отличная экспортная статья для РоссииCNBC : главный фронт мировой энергетической битвы между США и РФ связан не с нефтегазовым сектором, а с ядерными технологиями.

Новая холодная война, которая всё более явно проявляется в отношениях между РФ и США, может перерасти в ядерную — но, к счастью, совсем не в привычном смысле этого слова.

На фоне продолжающего разгораться украинского кризиса в Америке идут дебаты по поводу использования природного газа как инструмента для противостояния российским амбициям. Тем не менее, многие эксперты отмечают, что главный фронт мировой энергетической битвы связан не с нефтегазовым сектором, а с ядерными технологиями.

В последнее время Москва сумела занять лидирующие позиции на рынке ядерного экспорта общим объёмом в 500 млрд долларов. На долю России приходится большая часть новых АЭС, строящихся во всём мире, а это приносит не только денежную прибыль, но и влияние в ключевых регионах планеты.

В настоящее время российские ядерные технологии используются в целом ряде стран, включая Венгрию, Венесуэлу, Турцию и Иран. По данным Всемирной ядерной ассоциации, РФ строит около 37% всех АЭС в мире и готовится удвоить внутреннее производство атомной энергии к 2020 году.

«Русские рассматривают ядерную отрасль как источник отличной экспортной статьи. Это важнейший шаг на пути к превращению в геополитическую экономическую державу», — отмечает Барбара Джадж, бывшая главой британского Управления атомной энергетики.

Одновременно с этим американский атомный сектор постепенно деградирует. Озабоченность вопросами безопасности и рост добычи природного газа вызвали заметные изменения в энергетической политике США.

Кроме того, аналитики прогнозируют рост спроса на АЭС не только на рынках развивающихся стран, но и в некоторых крупных развитых экономиках. Так, спустя три года после катастрофы в Фукусиме Япония начинает перезапуск реакторов и планирует обновить свои устаревшие атомные станции.

«Страны, нуждающиеся в атомной энергетике, не всегда могут позволить себе оплатить её. Помогая таким странам с финансовой стороной вопроса, Россия и, в меньшей степени, Китай, используют кредиты как способ проложить себе дорогу на местный рынок», — замечает Джадж, ныне заместитель председателя комитета по реформированию японской TEPCO.

По оценкам министерства торговли США, международный атомный рынок в течение следующего десятилетия вырастет до 740 млрд долларов, при этом каждый 1 млрд долларов экспорта равняется как минимум 5000 рабочих мест на внутреннем рынке.  Американский институт ядерной энергетики сообщает, что в настоящее время во всём мире строится 71 АЭС, а ещё для 160 готовятся лицензии или  технические проекты.

Для крупных компаний вроде «Вестингауза» или «Хитачи», сотрудничающей с американской «Дженерал Электрик», это заманчивые перспективы.

Тем не менее, многие западные критики отмечают, что ядерные технологии могут использоваться во вред и стать путём к созданию оружия.

Особенно сильны подозрения к Тегерану, который, как считает Запад, только прикрывается лозунгами мирного атома, а на самом деле собирается переработать топливо для изготовления атомной бомбы. Кроме того, Пакистан, Индия и Северная Корея нарушили протоколы о нераспространении атомного оружия, используя мирные технологии в военных целях.

«Как только вы экспортируете технологию, вы утрачиваете за ней прямой контроль; неважно, насколько большое внимание уделяется вопросам безопасности, в таких ситуациях всегда следует опасаться эффекта бумеранга”, — говорит Марк Купер, экономический аналитик Института энергетики и окружающей среды.

Купер отмечает, что Китай и Россия „субсидируют свои технологические проекты”, а это значит, что частным американским компаниям с ними очень и очень трудно конкурировать.

Отчёт Центра стратегических и международных исследований (Джорджтаунский университет, США), сделанный в июне прошлого года, призывает к увеличению ядерного экспорта США как „обязательного для национальной безопасности” – особенно на фоне „наступления” со стороны Китая, России и Индии.

Тем не менее, в документе, подготовленном ЦСМИ, отмечается, что, в отличие от субсидируемых государством проектов России и Китая, „американские компании находятся в довольно невыгодном положении из-за внутренней запретительной и ограничительной политики властей”.

Чтобы избежать ситуации с расползанием атома из-под контроля, США действуют в рамках так называемого „соглашения 123”, по которому делиться ядерными технологиями и материалами Америка может только с 21 страной-партнёром. Это означает, что ключевые государства Азии и Ближнего Востока, где спрос на атомную энергию в настоящее время наиболее велик, могут попасть в орбиту российского технологического влияния. Аналитики отмечают, что американские нормы необходимо исправлять в соответствии с реалиями рынка.

«Без существенной доли в ядерном секторе новых рынков способность США обеспечивать политику нераспространения и ядерную безопасность будет находиться под угрозой”, — заключается в отчёте ЦСМИ.

Джейн Накано, сотрудник ЦСМИ по вопросам энергетической безопасности, отмечает, что созданная в США нормативная база крайне негативно влияет на возможность вступить в конкурентную борьбу с РФ. Подобный бизнес „в США крайне дорого обходится”: стоимость отдельной АЭС вполне может превысить 10 млрд долларов.