Как климатические катастрофы тормозят производство электромобилей

Засухи в Китае и Германии напоминают отрасли об угрозах, связанных с глобальным потеплением, пишет Bloomberg.

В понедельник власти китайской провинции Сычуань, где находится около пятой части производства лития в стране, продлили отключение электроэнергии для некоторых промышленных потребителей, поскольку самая сильная жара за более чем 60 лет истощает водохранилища, используемые для гидроэнергетики.

На прошлой неделе Volkswagen заявил, что его китайский завод пострадал от нехватки электроэнергии, в связи с чем ожидается небольшая задержка поставок автомобилей. Toyota и производитель аккумуляторов CATL временно закрыли заводы. Tesla и китайская компания SAIC Motor сообщили властям Шанхая,  что у них могут возникнуть трудности с поддержанием производства, если дефицит электроэнергии продолжит сказываться на поставщиках.

Курьер с едой гуляет по темному Чэнду, так как большое количество уличного освещения отключено для экономии энергии. Фотограф: VCG/VCG

В Европе засуха грозит сделать реку Рейн — являющийся важнейшим водным путем для немецкой, голландской и швейцарской торговли на протяжении столетий — непроходимой. В то время как дожди в выходные снизили риск перебоев с поставками дизельного топлива и угля на электростанции и промышленные предприятия, Shell уже сократила производство на крупнейшем нефтеперерабатывающем комплексе Германии из-за этой проблемы. А в немецких землях Бранденбург и Саксония, где работают автомобильные заводы Tesla и BMW, этим летом властям пришлось просить военных о помощи в тушении нескольких лесных пожаров.

Многие автопроизводители относят изменение климата к факторам риска для бизнеса. Tesla, например, предупреждает, что в случае стихийных бедствий, связанных с климатом, ее штаб-квартира и производственные мощности «могут быть серьезно повреждены, или нам, возможно, придется остановить или отложить производство и отгрузку нашей продукции».

Хотя производители четко осознают, что изменение климата может затронуть их производственные цепочки, ответные действия не всегда соответствуют серьезности угроз. Компании продолжают создавать водоемкие производственные площадки в регионах, где предложение часто становится все более дефицитным.

Tesla столкнулась с оппозицией в Германии, когда строила свой завод в регионе, где наблюдается падение уровня грунтовых вод и длительные засухи. Во Фремонте, штат Калифорния, где Tesla производит электромобили уже более десяти лет, выпадает около 400 миллиметров дождя в год, что составляет менее половины среднего показателя по США. Аккумуляторный завод Tesla совместно с Panasonic находится в Рино, штат Невада, а завод Lucid Motors к югу от Феникса расположен в еще более засушливых регионах.

Lucid, частично принадлежащий суверенному фонду благосостояния Саудовской Аравии, планирует построить завод по производству электромобилей в королевстве недалеко от города Джидда, где летом температура может достигать 49 градусов по Цельсию.

Несколько автопроизводителей, в том числе Tesla, оснащают заводы генераторами возобновляемой энергии и говорят, что работают над тем, чтобы сделать свои объекты более ресурсоэффективными, в том числе за счет сокращения потребления воды.

На своем заводе в Ченнаи, Индия, BMW собирает дождевую воду в бассейны в сезон дождей, покрывая от 60% до 90% годовой потребности завода в воде. По словам представителя BMW, для дальнейшего увеличения этой доли строятся дополнительные резервуары для удержания дождевой воды.

В то время как всплеск спроса на электромобили призван сократить выбросы углерода от транспорта, он вызвал бум добычи металлов для аккумуляторов, включая литий. Серебристо-белый металл обычно поступает из карьеров в Австралии или из Южной Америки, где опасаются увеличения объема сточных вод и токсичных материалов, выделяемых из массивных бассейнов испарения.

Затем сырье отправляется в Азию для переработки. К тому времени, когда литий попадает в европейские или американские электромобили, в атмосферу выбрасывается много CO2. Предпринимаются попытки добычи лития без выбросов парниковых газов, но они все еще находятся в зачаточном состоянии.

Баржа проходит открытое русло реки Рейн недалеко от Лорелей, Германия. Фотограф: Алекс Краус/Bloomberg.

Volkswagen открыл предприятие в Германии, чтобы в конечном итоге повторно использовать 90% компонентов аккумуляторов. Он также был одним из первых сторонников QuantumScape, зарегистрированной в США фирмы, работающей над твердотельными батареями — потенциальной альтернативой широко используемой литий-ионной технологии. Ожидается, что автопроизводитель подпишет соглашение с Канадой для обеспечения доступа к сырью, включая никель, кобальт и литий, для производства автомобилей и аккумуляторов в рамках визита канцлера Олафа Шольца в страну на этой неделе.

VW заявила, что низкий уровень воды в Рейне не повлиял на ее производство, и что ее команда хорошо справляется с кризисными ситуациями. Компания также создала систему управления поставщиками, позволяющую заблаговременно обнаруживать признаки сбоев и работать с производителями запчастей для их устранения.

По словам представителя, ясно одно: новые вызовы в цепочке поставок можно решить только совместно.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для БВ