Страны и глобальные компании начинают драку за разработку глубоководных месторождений

Страны и глобальные компании начинают драку за разработку глубоководных месторождений

Страны и глобальные компании начинают драку за разработку глубоководных месторожденийНесмотря на то, что Международная организация по морскому дну (ISA) еще не приняла общеотраслевые правила, она может начать принимать заявки на добычу полезных ископаемых уже с 9 июля, пишет издание.

Ожидается, что организация, связанная с ООН, этим летом начнет принимать заявки от компаний, желающих добывать ценные металлы в глубоководных экосистемах.

Это не обязательно означает, что добыча начнется в ближайшее время. Учитывая отсутствие экологических норм, а также продолжающиеся разногласия между 167 странами-членами Международной организации по морскому дну по поводу того, следует ли вообще продолжать глубоководную добычу, есть сомнения и в том, будут ли выданы лицензии и на каких условиях.

Несмотря на неспособность установить нормативно-правовую базу до установленного срока — в отношении экологических стандартов, выплат роялти, оценок воздействия на окружающую среду, инспекций или соблюдения требований, все, что произойдет дальше, подтолкнет ISA на неизведанную территорию.

Организация «вошла в юридически неопределенную ситуацию», заявил посол Хьюго Вербист, глава бельгийской делегации, Совету ISA в прошедшую пятницу, когда директивный орган организации, состоящий из 36 стран, завершил более чем двухнедельные переговоры в Кингстоне, Ямайка.

Конвенция ООН по морскому праву учредила ISA в 1994 году для регулирования индустриализации морского дна в международных водах и обеспечения эффективной защиты морской среды. ISA крайне медленно разрабатывала правила, называемые кодексом добычи полезных ископаемых, до того, как Науру, островное государство в южной части Тихого океана с населением 8000 человек, решило ускорить процесс, введя так называемое двухлетнее правило в договор по морскому праву. Это положение требовало от ISA завершить код для добычи к 9 июля 2023 года или же принять заявки на добычу в соответствии с существующими на тот момент правилами.

Все горнодобывающие подрядчики должны спонсироваться государством-членом ISA, а Науру является спонсором The Metals Company, зарегистрированного в Канаде предприятия, ранее известного как DeepGreen. Науру применила правило двух лет вскоре после того, как The Metals Company сообщила потенциальным инвесторам, что, согласно документам США по ценным бумагам, планирует начать добычу уже к 2024 году. Metals Company также имеет контракты, спонсируемые двумя другими небольшими островными государствами южной части Тихого океана, на разведку кобальта, никеля и других металлов, используемых для производства аккумуляторов для электромобилей.

Во время недавнего заседания Совета ISA корабль «Гринпис» бросил якорь в гавани у ее штаб-квартиры, а протестующие против добычи полезных ископаемых на морском дне собрались у здания. Внутри Китай, Россия и Норвегия были среди тех стран, которые призывали Совет выполнить мандат ISA и доработать правила. Но все большее число стран, включая Германию, Францию, Испанию, Коста-Рику, Новую Зеландию, Чили, Панаму, Палау, Фиджи и Федеративные Штаты Микронезии, стали призывать к мораторию или паузе в глубоководной добыче полезных ископаемых. Они сослались на отсутствие научных знаний о биологии глубоководных экосистем, предназначенных для добычи полезных ископаемых, и их роли в глобальном климате.

Тем временем Бразилия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Сингапур, Швейцария и другие страны заявили, что не будут утверждать какие-либо контракты на добычу полезных ископаемых до тех пор, пока не будут приняты надежные меры по защите окружающей среды морского дна.

«Мы повторяем сегодня, что пока не существует условий для проведения глубоководных работ», — заявил в пятницу Совету мексиканский делегат Марселино Миранда. Доминиканская Республика в пятницу также поддержала паузу. «Если вы сомневаетесь, отдайте предпочтение природе», — подчеркнула Доминиканская Республика.

Но ни одна из стран, просящих ввести мораторий или приостановить разработку морского дна, официально не предложила такую резолюцию. Прадип Сингх, специалист по международному управлению океанами из Бременского университета в Германии, отметил, что Совет работает на основе консенсуса, требуя единогласия для утверждения кодекса добычи полезных ископаемых. «Технически, даже если есть одно официальное возражение, оно не может быть принято», — рассуждает Сингх, который присутствовал на недавнем заседании Совета ISA в качестве наблюдателя.

Хотя у Совета ISA еще есть три месяца для принятия правил, он даже не сможет договориться ни о чем до своего следующего запланированного заседания 10 июля, на один день после крайнего срока. Резолюция, принятая Советом в пятницу, требует, чтобы генеральный секретарь ISA уведомлял его в течение трех дней после получения любой заявки на добычу полезных ископаемых. Совет также отметил, что он сохраняет за собой право временно одобрять или отклонять заявку. Остается решить, может ли Совет отложить решение по заявке до тех пор, пока не будут приняты правила добычи полезных ископаемых.

Науру заявила, что не будет спонсировать конкретную заявку на добычу от имени The Metals Company до июльского заседания Совета. В ходе телеконференции 23 марта руководители Metals Company заявили, что рассчитывают подать заявку во второй половине 2023 года и получить лицензию ISA на добычу полезных ископаемых в 2024 году, а производство начнется позже в том же году или в начале 2025 года.

Но есть вопрос, сможет ли The Metals Company или любой другой частный заявитель привлечь значительный капитал, необходимый для начала добычи полезных ископаемых. (Это не проблема для таких стран, как Китай, который владеет пятью лицензиями на разведку, но на сегодняшний день его поддерживаемые государством подрядчики не заявили, что готовы начать добычу.) Частный подрядчик ISA с самыми глубокими карманами, американский оборонный гигант Lockheed Martin, внезапно вышла из отрасли в этом месяце, когда продала свою дочернюю компанию по разработке морского дна норвежскому стартапу.

В документах по ценным бумагам The Metals Company оценила, что полноценная добыча полезных ископаемых с береговым перерабатывающим заводом будет стоить 10,6 млрд долларов, а ежегодные операционные расходы после 2030 года составят 1,8 млрд долларов. Компания, имеющая чистый убыток в размере 109,6 млн долларов в четвертом квартале 2022 года, заявила, что ей потребуется привлечь от 100 до 150 млн долларов, чтобы начать добычу после получения лицензии ISA. Акции The Metals Company закрылись в пятницу на уровне 83 центов.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»